Пост почитания Оскара Нимейера

Сегодня родился архитектор, построивший новую столицу Бразилии с нуля и тем самым полностью определивший образ бразильской архитектуры. Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, оставив после себя десятки великолепных построек.
Admagazine

Сегодня родился архитектор, построивший новую столицу Бразилии с нуля и тем самым полностью определивший образ бразильской архитектуры. Оскар Нимейер ушел из жизни в возрасте 104 лет, оставив после себя десятки великолепных построек.

Оскар Нимейер родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. В 1934 году он окончил архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств в родном городе. Там же он встретил своего будущего учителя и наставника Лусио Косту, который в свою очередь познакомил Нимейера с Ле Корбюзье.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы

Первым важным проектом Оскара Нимейера стало Министерство просвещения и здравоохранения (1937–1943). С него, по мнению самого Нимейера, началась бразильская национальная школа современной архитектуры. Главным куратором проекта был Лусио Коста, а советником сам Ле Корбюзье. Нимейера назначили возглавить проект Министерства после того, как он предложил внести свои поправки, впечатлившие его наставника – Косту. С ним же Нимейер строит павильон Бразилии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

Главным проектом всей жизни Оскара Нимейера стала новая столица Бразилии – Бразилиа. Избранный в 1956 году президент Жуселин Кубичек поручил Нимейеру построить новый город с нуля. Генеральный план Бразилии создал Лусио Коста, а застройкой занялся Нимейер. Необычные геометрические формы, пластичные сооружения из железобетона, изогнутые дворцы и монументы – таким стал новый город Нимейера, пионера «брутальной» бразильской архитектуры.

Нимейер всю жизнь был убежденным коммунистом, из-за этого в послевоенное время у него были серьезные проблемы с въездом в США. Во время вынужденной эмиграции во Франции он строит штаб-квартиру Французской коммунистической партии, а уже после окончания военной диктатуры в Бразилии, с 1992 по 1996 год, он становится председателем Бразильской коммунистической партии. В 1989 году Нимейер получил Притцкеровскую премию.

Стиль Оскара Нимейера – неповторимый, криволинейный, вызывает у нас ассоциации с чем-то космическим и далеким. Архитектор продолжал творить до глубокой старости. В 89 лет он создает Музей современного искусства в Нитерое, в 2000-е годы по его проектам строятся Национальный музей и Национальная библиотека в Бразилиа и еще несколько культурных объектов.

В честь дня рождения великого архитектора мы вспоминаем его важнейшие постройки.

1.Министерство просвещения и здравоохранения в Рио, 1937–1943

Один из первых серьезных проектов архитектора. Лусио Коста, руководитель этого проекта, передал бразды правления Нимейеру в 1939 году, после того как тот предложил внести изменения, поразившие Косту. В создании Министерства также участвовал французский архитектор Ле Корбюзье, и общение с ним было для Нимейера "незабываемым", как он сам рассказывал впоследствии.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
2.Павильон Бразилии на Всемирной выставке в Нью-Йорке, 1939

Над павильоном Бразилии Нимейер также работал вместе со своим наставником Лусио Костой.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
3.Дом Нимейера в Каноа, 1953

В 1953 году Оскар Нимейер строит дом для себя и своей семьи. В этом проекте проявляется любимая "криволинейность" Нимейера, а также здесь он использует железобетон, как в будущих своих постройках.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
4.Жилой дом Копан в Сан-Паулу, 1965

Нимейер задумывал сделать это здание самым большим жилым комплексом в мире. Он спроектировал его в форме волны, объединив шесть блоков, пристроенных друг к другу. Помимо квартир в доме также есть собственные технические службы, ресторан, почтовое отделение, а на крыше есть вертолетная площадка.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
5.Президентский дворец Алворада в Бразилиа, 1958

Бразилиа – город, построенный Нимейером. Эта и следующие его постройки в столице Бразилии выполнены в уникальном стиле, который невозможно встретить ни в одном другом месте планеты.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
6. Дворец правительства Планальто в Бразилиа, 1960
Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
7. Дворец Национального Конгресса в Бразилиа, 1960
Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
8. Дворец Итамарати в Бразилиа, 1962
Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
9. Штаб-квартира Французской коммунистической партии в Париже, 1965

Здание штаб-квартиры Французской коммунистической партии уникально благодаря своей конструкции. Весь вес здания держится на четырех точках опоры. Так же как и в Кафедральном соборе, нижний уровень штаб-квартиры находится под землей, а белый купол перед входом в здание – это крыша зала заседаний, также спрятанного под землей.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
10. Кафедральный собор в Бразилиа, 1970

Кафедральный собор строился больше десяти лет. Основная его часть находится под землей, а снаружи мы видим "воронку", состоящую из шестнадцати криволинейных опор, между которыми расположились витражи.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
11. Пантеон Отечества и Свободы в Бразилиа, 1986

Пантеон на площади Трех властей возведен в память о борцах за демократию и посвящен имени первого президента Бразилии, пришедшего к власти после свержения военной диктатуры – Танкреду Невеша.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы
12.Музей современного искусства в Нитерое, 1996

Необычное здание музея расположилось на отвесной скале у берега моря. Из "чаши" открывается живописный панорамный вид на окрестности. Музей состоит из цокольного этажа, двух уровней и мезонина, а ко входу ведет извилистая красная рампа, по которой посетители попадают сразу в выставочный зал.

Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы

Текст: Софья Карпенко

Фото: Michel Moch; Oscar Niemeyer collection; Juliana Zucolotto; архив пресс-службы