25 октября 1928 года родился бразильский архитектор Паулу Мендес да Роша, один из ярких представителей стиля брутализм, автор бетонных произведений искусства в бразильском Сан-Паулу и других городах мира.
Паулу Мендес да Роша родился в Витории, в семье инженера-судостроителя. Его карьера началась после окончания университета Маккензи – уже в 1957 году он выиграл конкурс на строительство спортивного клуба Paulistano в Сан-Паулу. Эта постройка определила основы стиля Мендеса да Роша – геометрические формы, массивные бетонные конструкции, стальные перекрытия, парящие в воздухе. В 1971-м году архитектор участвовал в конкурсе на строительство Центра Помпиду в Париже.
Важной особенностью творчества Мендеса да Роша является его отношение к технологиям и конструкциям. Он не отделяет их от художественной части проекта, а рассматривает только в совокупности. Для него грубая поверхность или техническая деталь не могут быть некрасивыми – они обогащают эстетику здания.
Кроме того, бразильский архитектор умело обращается с окружающим ландшафтом и делает здание его частью. Так произошло, например, с его собственным домом и проектом Бразильского музея скульптуры. Проект музея принес да Роша мировую известность и первую номинацию на премии имени Мис ван дер Роэ в 1998 году. Выиграл он эту премию два года спустя за свой знаковый проект – реконструкцию Национальной Пинакотеки, старейшего художественного собрания Сан-Паулу.
В 2006 году бразильский архитектор получил премию Притцкера. Сегодня Паулу Мендесу да Роша исполнилось 88 лет. Его проекты давно вышли за рамки Сан-Паулу и осуществляются с помощью архитектурных бюро, которые принадлежат его ученикам.
Мы предлагаем познакомиться поближе с бразильским брутализмом и посмотреть на лучшие проекты Паулу Мендеса да Роша.
1. Спортивный клуб Paulistano в Сан-Паулу (1958)
Это знаковая для творчества да Роша постройка, в которой проявились все черты бразильского брутализма.
Сам Мендес да Роша говорит об этом проекте как о способе выразить множество собственных идей. «Это здание было построено не просто, чтобы создать площадку для занятий спортом. Я хотел создать красивое пространство для людей, где бы они могли взаимодействовать друг с другом».
2. Собственный дом да Роша (1964)
Свой дом да Роша построил в 1964 году. Он полностью соответствует стилю архитектора – бетонные блоки, серый цвет, ленточное остекление, консольные выносы.
Дом полностью открыт природе и связан с ней "непостроенным" первым этажом. Его архитектор оставил без внешней стены: там можно спрятаться от палящего солнца, парковать машины и свободно попадать из дома прямо в сад.
Как рассказывает сам Паулу Мендес да Роша, он хотел воплотить в этом проекте его представление об идеальном доме, а также изучить все технические особенности бетона.
3. Cтадион Serra Dourada в Гоянии (1975)
Об этом стадионе говорят как о театральной площадке. Архитектор спроектировал сквозное пространство, обрамленное двумя дугами трибун и выходами с разных сторон.
Монументальность бетонных конструкций сочетается с очевидной легкостью в применении стадиона – он может быть как спортивной площадкой, так и местом для проведения городских мероприятий.
4. Магазин Forma в Сан-Паулу (1987)
Геометричное модернистское здание было создано бразильским архитектором в 1987 году. Нижняя часть бетонного фасада магазина Forma остеклена и представляет собой витрину для дизайнерской мебели.
4. Магазин Forma в Сан-Паулу (1987)
Обычно музей скульптуры предполагает большое открытое пространство для размещения скульптур и небольшое помещение для постоянных экспозиций. С Бразильским музеем скульптуры Мендес да Роша решил поступить по-другому.
"Я хотел, чтобы этот музей был живописным садом. К счастью, я воспользовался преимуществами холмистой местности и превратил музей в зеленые террасы со спрятанными под землю выставочными площадями.
У меня также была идея превратить крышу в сад со скульптурами, но для любого проекта получить доступ на крышу очень сложно, так что сама природа мне помогла".
6. Государственная Пинакотека в Сан-Паулу (1998)
Один из важнейших музеев Бразилии был основан в 1905 году. В нем хранится более шести тысяч произведений искусства, включая картины, скульптуры, керамику и предметы быта.
Мендес да Роша получил премию имени Миса Ван дер Роэ за реконструкцию этого здания в 2000 году. Бразильский архитектор совершил невероятное преображение внутреннего пространства, не затронув его старинный внешний облик.
Он перестроил помещение, перенеся главный вход с центрального фасада на боковой. Архитектор также создал внутренний атриум, остеклив патио внутри музея и перекинув металлические мостики с одного конца патио на другой. Все музейные помещения разместились вокруг этого атриума.
Стены музея совсем не похожи на обычные – да Роша снял с них штукатурку и оставил лишь голую кирпичную кладку и отверстия в ней, которые до этого скрывали перекрытия.
Для архитектора этот проект является одним из самых важных: «Я надеюсь, что жители Сан-Паулу смогут трансформировать целый город так же, как я сделал это со зданием Пинакотеки. Тогда обветшавший городской хаос превратится в прекрасный город».
7. Галерея Leme в Сан-Паулу (2011)
В 2011 году архитектором был создан новый проект галереи современного искусства Leme совместно с бюро Metro Architects. Прежнее здание купила большая строительная компания для расширения своего бизнеса.
Старый проект выглядел почти так же, за исключением одного из блоков. Владельцы галереи решили, что лучшим решением для города будет создать максимально похожее здание, расширив его пространство.
Главное здание и пристройка полностью построены из бетона, как в оригинальном проекте Мендеса да Роша. Для новой галереи добавили лишь мост, связывающий два блока.
Внутреннее пространство предназначено для инсталляций и выставок современных местных и иностранных художников, а также выступлений музыкантов.
8. Национальный музей карет в Лиссабоне (2015)
Мендес да Роша редко создает проекты за пределами родной Бразилии, и Национальный музей карет в Лиссабоне один из таких случаев.
Над ним да Роша работал в сотрудничестве с двумя архитектурными бюро – MMBB Architects и Bak Gordon Architects. Строительство здания было закончено в 2015 году.
Оно представляет собой огромное мультифункциональное пространство, основная часть которого отдана под экспозицию старинных карет.
Монументальная конструкция создает условия для комфортного приема большого потока туристов как внутри музея, так и на его территории.
Фото: Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы