Пост почитания Паулу Мендеса да Роша

25 октября 1928 года родился бразильский архитектор Паулу Мендес да Роша, один из ярких представителей стиля брутализм, автор бетонных произведений искусства в бразильском Сан-Паулу и других городах мира.
Паулу Мендес да Роша биография бразильского архитектора и фото его лучших работ | Admagazine

Паулу Мендес да Роша

25 октября 1928 года родился бразильский архитектор Паулу Мендес да Роша, один из ярких представителей стиля брутализм, автор бетонных произведений искусства в бразильском Сан-Паулу и других городах мира.

Паулу Мендес да Роша родился в Витории, в семье инженера-судостроителя. Его карьера началась после окончания университета Маккензи – уже в 1957 году он выиграл конкурс на строительство спортивного клуба Paulistano в Сан-Паулу. Эта постройка определила основы стиля Мендеса да Роша – геометрические формы, массивные бетонные конструкции, стальные перекрытия, парящие в воздухе. В 1971-м году архитектор участвовал в конкурсе на строительство Центра Помпиду в Париже.

Важной особенностью творчества Мендеса да Роша является его отношение к технологиям и конструкциям. Он не отделяет их от художественной части проекта, а рассматривает только в совокупности. Для него грубая поверхность или техническая деталь не могут быть некрасивыми – они обогащают эстетику здания.

Кроме того, бразильский архитектор умело обращается с окружающим ландшафтом и делает здание его частью. Так произошло, например, с его собственным домом и проектом Бразильского музея скульптуры. Проект музея принес да Роша мировую известность и первую номинацию на премии имени Мис ван дер Роэ в 1998 году. Выиграл он эту премию два года спустя за свой знаковый проект – реконструкцию Национальной Пинакотеки, старейшего художественного собрания Сан-Паулу.

В 2006 году бразильский архитектор получил премию Притцкера. Сегодня Паулу Мендесу да Роша исполнилось 88 лет. Его проекты давно вышли за рамки Сан-Паулу и осуществляются с помощью архитектурных бюро, которые принадлежат его ученикам.

Мы предлагаем познакомиться поближе с бразильским брутализмом и посмотреть на лучшие проекты Паулу Мендеса да Роша.

1. Спортивный клуб Paulistano в Сан-Паулу (1958)

Это знаковая для творчества да Роша постройка, в которой проявились все черты бразильского брутализма.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Сам Мендес да Роша говорит об этом проекте как о способе выразить множество собственных идей. «Это здание было построено не просто, чтобы создать площадку для занятий спортом. Я хотел создать красивое пространство для людей, где бы они могли взаимодействовать друг с другом».

2. Собственный дом да Роша (1964)

Свой дом да Роша построил в 1964 году. Он полностью соответствует стилю архитектора – бетонные блоки, серый цвет, ленточное остекление, консольные выносы.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Дом полностью открыт природе и связан с ней "непостроенным" первым этажом. Его архитектор оставил без внешней стены: там можно спрятаться от палящего солнца, парковать машины и свободно попадать из дома прямо в сад.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Как рассказывает сам Паулу Мендес да Роша, он хотел воплотить в этом проекте его представление об идеальном доме, а также изучить все технические особенности бетона.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

3. Cтадион Serra Dourada в Гоянии (1975)

Об этом стадионе говорят как о театральной площадке. Архитектор спроектировал сквозное пространство, обрамленное двумя дугами трибун и выходами с разных сторон.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Монументальность бетонных конструкций сочетается с очевидной легкостью в применении стадиона – он может быть как спортивной площадкой, так и местом для проведения городских мероприятий.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

4. Магазин Forma в Сан-Паулу (1987)

Геометричное модернистское здание было создано бразильским архитектором в 1987 году. Нижняя часть бетонного фасада магазина Forma остеклена и представляет собой витрину для дизайнерской мебели.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

4. Магазин Forma в Сан-Паулу (1987)

Обычно музей скульптуры предполагает большое открытое пространство для размещения скульптур и небольшое помещение для постоянных экспозиций. С Бразильским музеем скульптуры Мендес да Роша решил поступить по-другому.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

"Я хотел, чтобы этот музей был живописным садом. К счастью, я воспользовался преимуществами холмистой местности и превратил музей в зеленые террасы со спрятанными под землю выставочными площадями.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

У меня также была идея превратить крышу в сад со скульптурами, но для любого проекта получить доступ на крышу очень сложно, так что сама природа мне помогла".

6. Государственная Пинакотека в Сан-Паулу (1998)

Один из важнейших музеев Бразилии был основан в 1905 году. В нем хранится более шести тысяч произведений искусства, включая картины, скульптуры, керамику и предметы быта.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Мендес да Роша получил премию имени Миса Ван дер Роэ за реконструкцию этого здания в 2000 году. Бразильский архитектор совершил невероятное преображение внутреннего пространства, не затронув его старинный внешний облик.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Он перестроил помещение, перенеся главный вход с центрального фасада на боковой. Архитектор также создал внутренний атриум, остеклив патио внутри музея и перекинув металлические мостики с одного конца патио на другой. Все музейные помещения разместились вокруг этого атриума.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Стены музея совсем не похожи на обычные – да Роша снял с них штукатурку и оставил лишь голую кирпичную кладку и отверстия в ней, которые до этого скрывали перекрытия.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Для архитектора этот проект является одним из самых важных: «Я надеюсь, что жители Сан-Паулу смогут трансформировать целый город так же, как я сделал это со зданием Пинакотеки. Тогда обветшавший городской хаос превратится в прекрасный город».

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

7. Галерея Leme в Сан-Паулу (2011)

В 2011 году архитектором был создан новый проект галереи современного искусства Leme совместно с бюро Metro Architects. Прежнее здание купила большая строительная компания для расширения своего бизнеса.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Старый проект выглядел почти так же, за исключением одного из блоков. Владельцы галереи решили, что лучшим решением для города будет создать максимально похожее здание, расширив его пространство.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Главное здание и пристройка полностью построены из бетона, как в оригинальном проекте Мендеса да Роша. Для новой галереи добавили лишь мост, связывающий два блока.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Внутреннее пространство предназначено для инсталляций и выставок современных местных и иностранных художников, а также выступлений музыкантов.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

8. Национальный музей карет в Лиссабоне (2015)

Мендес да Роша редко создает проекты за пределами родной Бразилии, и Национальный музей карет в Лиссабоне один из таких случаев.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Над ним да Роша работал в сотрудничестве с двумя архитектурными бюро – MMBB Architects и Bak Gordon Architects. Строительство здания было закончено в 2015 году.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Оно представляет собой огромное мультифункциональное пространство, основная часть которого отдана под экспозицию старинных карет.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Монументальная конструкция создает условия для комфортного приема большого потока туристов как внутри музея, так и на его территории.

Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы

Фото: Leonardo Finotti; Nelson Kon; Getty Images; Balthasar Thomass/Alamy/ТАСС; Архивы пресс-службы