26 апреля отмечает день рождения Петер Цумтор — мастер внешне аскетичных, но чувственных пространств, автор книги “Мыслящая архитектура”, любимый архитектор критиков и последователей.
Петер Цумтор родился в Швейцарии в семье краснодеревщика, там же получил образование и открыл своё бюро. В Швейцарии же находится большинство сооружений Цумтора, которые, в отличие от дорогостоящих проектов его звездных коллег, причисляют скорее к объектам искусства, чем к коммерческой архитектуре. Его творческий метод — это подчеркнутое внимание к чувственным аспектам восприятия пространства: визуальным, осязательным и звуковым. Каждый проект — это гимн вдумчивости, созерцательности и тишины. Видимо, это результат рабочего процесса, такого же эмоционального, осторожного, трепетного и медленного. Цумтор сам назначает сроки реализации своих проектов, считая время самым важным ресурсом для создания качественного результата. Процесс работы над проектом может растягиваться на годы, будет совершено множество проб и ошибок для того, чтобы воплощенное здание вышло безукоризненным.
До строительства собственного дома и мастерской Цумтор был практикующим архитектором, но узнал себя как автора именно в процессе работы над своим проектом. Деревянный дом Цумтора выглядит просто, но весомо.
Неприметный с улицы, с единственным квадратным окном на фасаде и полностью открытый во внутренний двор со сплошным остеклением вдоль южной стороны, это скромное здание органично связано с окружением. В студии Цумтора, расположенной в соседнем доме, работают его сотрудники — небольшая группа архитекторов.
Эта небольшая каплевидная в плане часовня органично сливается с природным окружением. Цумтор использует местную древесину, которая “горит” яркими чешуйками на солнце с южной стороны и покрывается мхом — с северной, прочно врастая в ландшафт. Крыша, приподнятая полоской света, парит над головой. Скудность обстановки настраивает на главное — духовное общение.
Термы в Вальсе, как будто бы вытесанные в скале, монументальные и молчаливые, принесли Цумтору всемирную известность. Архитектор поставил себе сверхзадачу — не просто спа-комплекс, а место для очищения тела и души.
Для этого он убрал все лишнее, создав пустоту, где вода существует в идеальном союзе с камнем — тихо плещется, отражается от каменных стен, всхлипывает, вибрирует и смывает усталость.
Движение по комплексу происходит практически в темноте. Посетителя сопровождают узкие полоски струящегося света, когда неожиданно и эффектно в самом конце показывается открытый бассейн на фоне голубого неба и горных вершин.
Одно из самых известных сооружений Цумтора с запоминающимся фасадом из перфорированных фрагментов стен. Основу сооружения образуют развалины позднероманской церкви Св. Колумбы, которым Цумтор дал новую жизнь, включив в тело здания музея.
На экспозиции представлена обширная коллекция религиозного искусства от поздней античности до наших дней. Архитектор сумел объединить фрагменты архитектурной истории Кёльна от фундаментов построек древних римлян до капеллы “Мадонна в развалинах” Бёма 1950 года в единый стройный ансамбль, тщательно продумав сценарий движения и атмосферу в интерьерах музейного комплекса.
Девизом “Экспо 2000” стало “Человек, природа, техника”. Экологический аспект и поэзия природы легли в основу павильона, спроектированного Цумтором. Это сооружение, 50 на 60 метров в плане, собранное из штабелей наборного бруса, напоминает лабиринт, стены которого направляют, преграждают путь и дают возможность наблюдать за происходящим вокруг, наслаждаясь светом, запахом древесины и тишиной.
Заказчик этого проекта — местный фермер, который решил построить посреди поля капеллу как выражение благодарности Богу за свое процветание. Цумтора впечатлил этот порыв, и он отнесся к проекту как к предмету культа и искусства.
Строительство крошечной часовни — всего 20 квадратных метров — было похоже на сакральный ритуал: деревянную опалубку после завершения железобетонной оболочки не стали разбирать, а подожгли, и сгоревшее дерево осталось на внутренней поверхности стен. Пока опалубка горела, местные жители наблюдали, как из постройки несколько дней валил дым, приобщаясь к “перформансу”.
Согласно традициям строительства на территории Вальса, дома обязательно должны быть возведены из дерева и перекрыты каменной черепицей. Петер Цумтор, проектируя дом для своей супруги, учел местные традиции, но интерпретировал швейцарское шале по-своему.
Он подчеркнул здание, расположенное на окраине деревни, вытянутыми пропорциями и большими окнами. Так в интерьер дома проник свет и окружающий пейзаж швейцарских гор, а вертикальная ось стала перекликаться с рельефом местности. Он также изменил традиционную конструкцию шале с толстыми бревенчатыми стенами, усилив стропила крыши. Таким образом стены удалось сделать тоньше, а здание — легче.
Для ежегодного летнего фестиваля в Лондоне Цумтор спроектировал павильон, обрамляющий сад ландшафтного дизайнера Пита Удольфа. К окружающему парку павильон обращен глухим черным фасадом, без окон.
Попав внутрь через один из дверных проемов, мы оказываемся в темном коридоре, откуда попадаем в главное пространство постройки — внутренний двор с душистыми цветами и травами. Архитектор отгораживает сад от внешнего мира аскетичным строгим строением, устраивает по периметру лавки, и зритель остается наедине с садом, небом и своими мыслями.
Петер Цумтор говорит, что работает только с теми заказчиками, которых выбирает сам. Так долго, как этого требует проект. Настолько тщательно, чтобы получилась не просто комбинация элементов, а симфония. Он признается, что в отличие от многих коллег не предоставляет услуги по проектированию, а занимается искусством.
В 2008 году Петер Цумтор стал лауреатом престижной премией Premium Imperiale, присуждаемой императорской семьей Японии за вклад в искусство, в 2009-м — Притцкеровским лауреатом, а также был удостоен архитектурной медали Фонда Томаса Джефферсона.
Текст: Марина Савельева
Фото: Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst