Пост почитания Петера Цумтора

26 апреля отмечает день рождения Петер Цумтор — мастер внешне аскетичных, но чувственных пространств, автор книги “Мыслящая архитектура”, любимый архитектор критиков и последователей.
Петер Цумтор пост почитания выдающегося швейцарского архитектора

26 апреля отмечает день рождения Петер Цумтор — мастер внешне аскетичных, но чувственных пространств, автор книги “Мыслящая архитектура”, любимый архитектор критиков и последователей.

Архитектор Петер Цумтор, (род. 1943)

Петер Цумтор родился в Швейцарии в семье краснодеревщика, там же получил образование и открыл своё бюро. В Швейцарии же находится большинство сооружений Цумтора, которые, в отличие от дорогостоящих проектов его звездных коллег, причисляют скорее к объектам искусства, чем к коммерческой архитектуре. Его творческий метод — это подчеркнутое внимание к чувственным аспектам восприятия пространства: визуальным, осязательным и звуковым. Каждый проект — это гимн вдумчивости, созерцательности и тишины. Видимо, это результат рабочего процесса, такого же эмоционального, осторожного, трепетного и медленного. Цумтор сам назначает сроки реализации своих проектов, считая время самым важным ресурсом для создания качественного результата. Процесс работы над проектом может растягиваться на годы, будет совершено множество проб и ошибок для того, чтобы воплощенное здание вышло безукоризненным.

1. Частный дом и студия Цумтора (Хальденштайн, Швейцария, 1986 год)

До строительства собственного дома и мастерской Цумтор был практикующим архитектором, но узнал себя как автора именно в процессе работы над своим проектом. Деревянный дом Цумтора выглядит просто, но весомо.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

Неприметный с улицы, с единственным квадратным окном на фасаде и полностью открытый во внутренний двор со сплошным остеклением вдоль южной стороны, это скромное здание органично связано с окружением. В студии Цумтора, расположенной в соседнем доме, работают его сотрудники — небольшая группа архитекторов.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
2. Капелла Св. Бенедикта (Сумвич, Швейцария, 1988 год)

Эта небольшая каплевидная в плане часовня органично сливается с природным окружением. Цумтор использует местную древесину, которая “горит” яркими чешуйками на солнце с южной стороны и покрывается мхом — с северной, прочно врастая в ландшафт. Крыша, приподнятая полоской света, парит над головой. Скудность обстановки настраивает на главное — духовное общение.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
3. Термальные бани (Вальс, Швейцария, 1996 год)

Термы в Вальсе, как будто бы вытесанные в скале, монументальные и молчаливые, принесли Цумтору всемирную известность. Архитектор поставил себе сверхзадачу — не просто спа-комплекс, а место для очищения тела и души.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

Для этого он убрал все лишнее, создав пустоту, где вода существует в идеальном союзе с камнем — тихо плещется, отражается от каменных стен, всхлипывает, вибрирует и смывает усталость.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

Движение по комплексу происходит практически в темноте. Посетителя сопровождают узкие полоски струящегося света, когда неожиданно и эффектно в самом конце показывается открытый бассейн на фоне голубого неба и горных вершин.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
4. Музей кёльнского округа “Колумба” (Кёльн, Германия, 1997 год)

Одно из самых известных сооружений Цумтора с запоминающимся фасадом из перфорированных фрагментов стен. Основу сооружения образуют развалины позднероманской церкви Св. Колумбы, которым Цумтор дал новую жизнь, включив в тело здания музея.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

На экспозиции представлена обширная коллекция религиозного искусства от поздней античности до наших дней. Архитектор сумел объединить фрагменты архитектурной истории Кёльна от фундаментов построек древних римлян до капеллы “Мадонна в развалинах” Бёма 1950 года в единый стройный ансамбль, тщательно продумав сценарий движения и атмосферу в интерьерах музейного комплекса.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
5. Павильон Швейцарии на “Экспо 2000” в Ганновере

Девизом “Экспо 2000” стало “Человек, природа, техника”. Экологический аспект и поэзия природы легли в основу павильона, спроектированного Цумтором. Это сооружение, 50 на 60 метров в плане, собранное из штабелей наборного бруса, напоминает лабиринт, стены которого направляют, преграждают путь и дают возможность наблюдать за происходящим вокруг, наслаждаясь светом, запахом древесины и тишиной.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
6. Часовня Брата Клауса (Вахендорф, Германия, 2007 год)

Заказчик этого проекта — местный фермер, который решил построить посреди поля капеллу как выражение благодарности Богу за свое процветание. Цумтора впечатлил этот порыв, и он отнесся к проекту как к предмету культа и искусства.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

Строительство крошечной часовни — всего 20 квадратных метров — было похоже на сакральный ритуал: деревянную опалубку после завершения железобетонной оболочки не стали разбирать, а подожгли, и сгоревшее дерево осталось на внутренней поверхности стен. Пока опалубка горела, местные жители наблюдали, как из постройки несколько дней валил дым, приобщаясь к “перформансу”.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
7. Дом Анализы Цумтор (Вальс, Швейцария, 2009 год)

Согласно традициям строительства на территории Вальса, дома обязательно должны быть возведены из дерева и перекрыты каменной черепицей. Петер Цумтор, проектируя дом для своей супруги, учел местные традиции, но интерпретировал швейцарское шале по-своему.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

Он подчеркнул здание, расположенное на окраине деревни, вытянутыми пропорциями и большими окнами. Так в интерьер дома проник свет и окружающий пейзаж швейцарских гор, а вертикальная ось стала перекликаться с рельефом местности. Он также изменил традиционную конструкцию шале с толстыми бревенчатыми стенами, усилив стропила крыши. Таким образом стены удалось сделать тоньше, а здание — легче.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst
8. Летний павильон Галереи Серпентайн (Лондон, Великобритания, 2011 год)

Для ежегодного летнего фестиваля в Лондоне Цумтор спроектировал павильон, обрамляющий сад ландшафтного дизайнера Пита Удольфа. К окружающему парку павильон обращен глухим черным фасадом, без окон.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

Попав внутрь через один из дверных проемов, мы оказываемся в темном коридоре, откуда попадаем в главное пространство постройки — внутренний двор с душистыми цветами и травами. Архитектор отгораживает сад от внешнего мира аскетичным строгим строением, устраивает по периметру лавки, и зритель остается наедине с садом, небом и своими мыслями.

Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst

Петер Цумтор говорит, что работает только с теми заказчиками, которых выбирает сам. Так долго, как этого требует проект. Настолько тщательно, чтобы получилась не просто комбинация элементов, а симфония. Он признается, что в отличие от многих коллег не предоставляет услуги по проектированию, а занимается искусством.

В 2008 году Петер Цумтор стал лауреатом престижной премией Premium Imperiale, присуждаемой императорской семьей Японии за вклад в искусство, в 2009-м — Притцкеровским лауреатом, а также был удостоен архитектурной медали Фонда Томаса Джефферсона.

Текст: Марина Савельева

Фото: Getty Images; Alamy/ИТАР-ТАСС; Fotodom; Hélène Binet; Ralph Feiner; www.kolumba.de; Courtesy of Felipe Camus; Walter Herfst