Пост почитания Сантьяго Калатравы

28 июля родился испанский архитектор Сантьяго Калатрава Вальс. К своим 64 годам он реализовал порядка 70 проектов, 30 из которых – мосты. Калатрава входит в число тех архитекторов, чьи работы становятся культурными символами.
Сантьяго Калатрава Вальс биография и лучшие работы архитектора | Admagazine

28 июля родился испанский архитектор Сантьяго Калатрава Вальс. К своим 64 годам он реализовал порядка 70 проектов, 30 из которых — мосты. Калатрава входит в число тех архитекторов, чьи работы становятся культурными символами. В 2005 году журнал Time включил архитектора в топ-100 самых влиятельных людей мира, а в ряде университетов Европы и США он удостоен звания Doctor Honoris Causa за вклад в культуру и науку.

Архитектор Сантьяго Калатрава (род. 1951)

Опорные точки в деятельности Калатравы — скульптура, рисунок, инженерия, архитектура. Свой путь он начал с художественного училища, откуда затем перевелся в Высшую техническую школу архитектуры. В 1979 году окончил Федеральный институт технологии (ETH) в Цюрихе, получив диплом инженера. Через скульптуру Калатрава изучает форму, а рисунок помогает проникнуть в суть предмета, снять оболочку и добраться до его базовых линий. К примеру, в ряде его архитектурных шедевров можно узнать созданную им скульптуру “Глаз”. В проектах Калатравы человек — мера всех вещей и зачастую источник вдохновения для архитектора. В честь дня рождения мы вспоминаем его самые знаковые работы:

1.Мост “9 октября”, Валенсия, 1986–1988

Эта работа была одной из первых, которая положила начало карьере Калатравы как проектировщика мостов. Проект был реализован по заказу властей Валенсии. Основной его целью было разгрузить автомобильное движение в зонах Ла Кальдера и Оливерета. Для того чтобы сооружение не выглядело массивным, архитектор использовал визуальный прием: разделил мост на две одинаковые части, оставив между ними открытое пространство.

архив пресс-службы
2.Мост “Аламильо”, Севилья, 1987–1992

Строительство моста “Аламильо” было приурочено к Всемирной выставке “Экспо”, которая проходила в Севилье в 1992 году. В этом проекте Калатрава решил реализовать свою смелую задумку: опора, закреплённая только с одной стороны тринадцатью тросами, должна была удерживать 250-метровый пролет моста. Эту задачу удалось осуществить благодаря новаторскому по тем временам решению с пилоном-противовесом. Архитектор рассчитал, что угол наклона опоры должен быть 58 градусов.

архив пресс-службы

Также он спроектировал специальную конструкцию из двух стальных труб, помещенных одна в другую, а все внутреннее пространство между ними было заполнено железобетоном. На подобное композиционное решение моста Калатраву вдохновила его скульптура “Бегущий торс”, где мраморные кубики балансируют на натянутой проволоке. Эта идея еще не раз будет использована архитектором в последующих проектах.

архив пресс-службы
3.Коммуникационная башня “Монтжук”, Барселона, 1989–1992

Эта башня высотой 136 метров стала не только символом Олимпийских игр 1992 года в Барселоне, но и города. Она была построена по заказу испанского телекоммуникационного концерна Telefonica для трансляции Олимпийских игр. В этом проекте скульптурное исполнение сочетается с инженерным решением. Архитектор установил раздвижную дверь, которая открывается подобно глазу.

архив пресс-службы
4.Железнодорожная станция Лион-Сент-Экзюпери, Сатолас, 1989–1994

Здание напоминает скульптуру Калатравы, которая изображает птицу в момент полета. Крыша вокзала состоит из четырех стальных арок. V-образный опорный элемент из бетона фиксирует их в точке схождения в западной части, а с противоположной стороны — две стальные опоры. Прозрачность и легкость конструкции обеспечивает остекление. Проект также включает крытый переход и 180-метровую галерею, которая соединяет вокзал с аэропортом.

архив пресс-службы
5.Жилой комплекс в Вюренлингене, 1987–1996

Один из немногих проектов жилых домов Калатравы. Заказ на строительство этого комплекса архитектор получил во время работы над временным павильоном для выставки Swissbau. Главным условием клиента было то, чтобы основным строительным материалом стал бетон. Верхний этаж здания поддерживают опоры, которые позволили минимизировать использование площади, занимаемой домом. На первом этаже расположили кухню и столовую, а на втором — спальные комнаты.

архив пресс-службы
6.Диспетчерская вышка аэропорта Сондика, Бильбао, 1993–1996

Этот проект был реализован во время работы Калатравы над терминалом для аэропорта Сондика. Основная часть постройки облицована алюминиевыми листами. У основания вышки симметрично расположены два корпуса, предназначенные для технических и административных помещений. В верхней части находится смотровая галерея.

архив пресс-службы
7.Железнодорожный вокзал Ориенте, Лиссабон, 1993–1998

Строительство железнодорожного вокзала Ориенте было приурочено к Всемирной выставке Expo в Лиссабоне. Ориенте стал самым большим транспортным узлом Европы, который объединяет железнодорожные пути, автобусное и трамвайное сообщение, а также из вокзала есть доступ к станции метро. Помимо реализации эффектных архитектурных решений, как, к примеру, запоминающиеся конструкции из стальных опор в виде деревьев, этим проектом Калатраве удалось решить еще одну важную задачу: по его предложению был построена новая дорога, которая помогла связать ранее разделенные зоны района Оливайш.

архив пресс-службы
8.Художественный музей Милуоки, Милуоки, 1994–2001

Художественный музей Милуоки, расположенный на озере Мичиган, спроектировал Ээро Сааринен в 1957 году. Позднее выставочное пространство было увеличено за счет павильона архитектора Дэвида Калера. В 2001 году к музею присоединился павильон Quadracci, автором которого является Сантьяго Калатрава. В новом здании располагаются атриум, пространство для временных выставок, образовательный центр с 300-местным лекционным залом, сувенирный магазин и ресторан на 100 мест с панорамный видом на озеро.

архив пресс-службы

Большой популярностью среди посетителей пользуется навес, который закрывается и открывается, как крылья птицы. Изначально эта конструкция должна была регулировать освещенность здания и закрываться только к вечеру. Но из-за того, что это технологическое новшество вызвало большой интерес у публики, крыша теперь открывается по расписанию, чтобы каждый желающий смог понаблюдать за этим процессом.

9.Винодельня “Бодегас Исиос”, Алава, 1998–2001

Заказчиком этого проекта выступила винная компания Bodegas & Bebidas. Здание винодельни должно было стать архитектурным символом их новой престижной марки La Rioja Alavesa. Ключевой элемент – крыша в виде синусоиды, повторяющая рельеф окрестных гор. В выступе, в центральной части здания, находится приемная для посетителей, откуда открывается вид на виноградные угодья.

архив пресс-службы
10.Оперный театр Тенерифе им. Адана Маринса, Санта-Крус-де-Тенерифе, 1991–2003

Этот проект Калатравы, как и многие другие, изменил среду вокруг себя. После завершения строительства оперного театра заброшенный пустырь превратился в одно из самых популярных и узнаваемых мест Канарских островов. Крыша напоминает нарастающую волну и возвышается на 58 метров над основным залом. Вместо традиционного занавеса сцену оснастили специальным экраном из вертикально расположенных алюминиевых пластин, которые в открытом состоянии отражают звук. Внутреннее оформление помимо декоративной составляющей несет и функциональную нагрузку. Потолок украшают деревянные панели, выполненные в форме кристаллов, что помогает улучшить акустику. А вместо традиционного занавеса сцену оснастили специальным экраном из вертикально расположенных алюминиевых пластин, которые в открытом состоянии также отражают звук.

архив пресс-службы
11.Башня “Поворачивающийся торс”, Мальмё, 1999–2005

Прототипом для башни “Поворачивающийся торс” послужила одноименная скульптура Калатравы. Это жилое здание высотой в 190 метров считается самым высоким в Швеции и вторым по высоте в Европе. Башня состоит из девяти элементов, каждый из которых включает пять этажей примерно по 2000 квадратных метров. При строительстве была применена инновационная инженерная техника, которая позволила собрать здание из заранее изготовленных элементов. Несмотря на сложность объекта, это решение позволило сократить время застройки. В 2005 году этот проект был отмечен престижной наградой на архитектурной выставке MIPIM в Каннах.

архив пресс-службы
12.Дворец искусств имени королевы Софии, Валенсия, 1996–2006

Дворец искусств имени королевы Софии — одна из построек масштабного ансамбля “Города искусств и науки”, в который также входит планетарий и IMAX-кинотеатр Hemisfèric, Музей науки принца Филиппа, оранжерея Umbracle, аквариум Oceanorafico и здание Agora, предназначенное для различных мероприятий. Здание Дворца выполнено из бетона и напоминает створки ракушки. Три зала, на 1706, 1520 и 380 мест, оснащены современным оборудованием и используются для проведения оперных и танцевальных представлений, камерных концертов. Сегодня “Город искусств и науки” входит в список главных достопримечательностей Испании, хотя около 20 лет назад, до начала реализации проекта, это место было одним из самых неблагоприятных в Валенсии.

архив пресс-службы
13. “Мост мира”, Калгари, 2008–2012

В отличие от других мостов, спроектированных Калатравой, “Мост мира” не возвышается на несколько метров и окрашен не в привычный белый, а в красный цвет. Месторасположение сыграло свою роль в этом проекте. Вблизи с мостом находится вертолетная посадочная площадка, что определило высоту объекта — всего 5,85 метра. Также нужно было учесть, что мост длиной 126 метров невозможно закрепить опорами из-за разлива реки. Но и тут был найден выход — конструкция из переплетающихся стальных спиралей.

архив пресс-службы
14.Центр наук, инноваций и технологий, Лейклэнд, 2010–2014

Центр наук, инноваций и технологий — первое здание кампуса политехнического университета Флориды. Постройка с трех сторон окружена водами искусственного озера. Изящные конструкции из металла дополнены технологической начинкой. Крыша оснащена механическими жалюзи, которые контролируют поступление солнечного света в зависимости от положения солнца.

архив пресс-службы

Внутри помимо учебных классов и лабораторий предусмотрено пространство Сommons, которое может быть приспособлено для лекций, представлений, церемоний. Центральное месторасположение делает эту зону удобной для встреч и общения между студентами и преподавателями. Более подробно о проекте читайте здесь: Новый проект Сантьяго Калатравы

архив пресс-службы

Текст: Татьяна Карабанова

Фото: архив пресс-службы