post-pochitaniya-sigeru-bana
Архитектура

Пост почитания Сигэру Бана

5 августа 1957 года родился Сигэру Бан. В одном из своих интервью он уточнил, что его можно назвать японцем, но не японским архитектором. Хотя Сигэру Бан говорит, что в его архитектуре не стоит искать традиционных мотивов, тем не менее в ДНК его работ встроена японская составляющая. Его вклад в архитектуру и гуманистический подход были отмечены в 2014 году Притцкеровской премией.

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

Сигэру Бан, (род. 1957)

5 августа 1957 года родился Сигэру Бан. В одном из своих интервью он уточнил, что его можно назвать японцем, но не японским архитектором. Причин на то несколько. Во-первых, Токио, свой родной город, архитектор считает “совсем не традиционный”. Во-вторых, образование он получал в США. В 1980 году окончил Институт архитектуры Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, а затем и архитектурную школу “Купер-Юнион” в Нью-Йорке. Во время учёбы Бан работал в мастерской у Араты Исодзаки, исследователя и проводника западной архитектурной мысли. Получив диплом архитектора в 1984 году, Сигэру организовал в Токио собственное бюро Shigeru Ban Architects, а позднее открыл офисы в Париже и Нью-Йорке. Хотя он говорит, что в его архитектуре не стоит искать традиционных мотивов, тем не менее в ДНК его работ встроена японская составляющая. Один из любимых материалов архитектора – бумага, которая, как известно, зачастую используется в типичных японских постройках.

Сигэру Бан применяет трубы из прессованного картона как во временных проектах, так и постоянных. Этот универсальный материал позволяет быстро возводить безопасные здания, а при необходимости без труда демонтировать и утилизировать. Сигэру считает архитекторов ответственным за то, что строится, говоря: “Не землетрясение убивает людей, а обрушившиеся здания”. На сегодняшний день одно из главных направлений в его работе – строительство жилья для людей, потерявших дом из-за стихийных бедствий или военных действий. Его вклад в архитектуру и гуманистический подход были отмечены в 2014 году Притцкеровской премией.

Мы подготовили подборку работ этого архитектора, который, по мнению Тома Притцкера, “сделал наш мир лучше”.

Эта резиденция стала первой в архитектурной карьере Сигэру Бана. Как и в проектах Wall houses (Домов-стен) Джона Хейдука, учителя и вдохновителя Бана, стена в этой вилле является основным композиционным элементом и связующим звеном.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 1
Фото © Hiroyuki Hirai

“Бумажная беседка” была экспериментальным проектом, после которого последовала серии объектов из бумажных цилиндрических форм. Трубы из картона были сделаны как опалубки для бетонных колонн, но в результате сами стали основным элементом конструкции. После демонтажа постройки был проведен анализ прочности бумажных колонн, который подтвердил надежность материала.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 2
Фото © Hiroyuki Hirai

Практическое применение ноу-хау из прессованного картона нашло в проектах временного жилья для беженцев и пострадавших от стихийных бедствий. За несколько месяцев архитектор совместно со своими студентами построил больше 50 жилых секций после землетрясение в Кобе. После этого проекта Сигэру обеспечил временным жильем людей из Турции, Индии и с Тайваня.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 3
Фото © Hiroyuki Hirai

В этом проекте перед архитектором стояло две задачи: не срубить ни одного дерева и уложиться в ограниченный бюджет. Реализовать этот заказ получилось благодаря системе перекрытий, составленных из равносторонних треугольников. Это инженерное решение обеспечило устойчивость конструкции и больше возможностей при планировании пространства. После строительства в этом доме поселился сам Сигэру Бан.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 4
Фото © Hiroyuki Hirai

Над павильоном Японии Сигэру Бан работал совместно с архитектором Фрайем Отто, получившим всемирное призвание за создание тентовых и мембранных конструкций. Основной темой выставки была окружающая среда, что предопределило концепцию павильона. Для строительства было решено использовать экологичные материалы, которые после окончания выставки можно переработать. Сигэру Бан предложил сделать каркас в виде сетки из длинных бумажных труб. Для навеса выбрали водонепроницаемую ткань, которая изначально использовалась при производстве сумок для сервиса доставки. Фундамент собрали из наполненных песком контейнеров.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 5
Фото © Hiroyuki Hirai

Заказчик хотел, чтобы дома каждый член семьи мог заниматься своими делами в едином для всех пространстве. Сигэру Бан построил здание прямоугольной формы без единой внутренней перегородки и поместил туда четыре передвижных модуля с раздвижными дверями. Эти мобильные комнаты можно перемещать по всему дому, объединить или выкатить на террасу. Полупрозрачные стены дома выполнены из пластиковых панелей с внешней стороны и из нейлоновой ткани изнутри. Между этими двумя слоями помещены прозрачные мешки, наполненные ППУ. Конструкция пропускает солнечные лучи, наполняя мягким дневным светом жилое пространство.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 6
Фото © Hiroyuki Hirai

Здание временного музея было спроектировано для передвижной выставки “Пепел и снег” канадского фотографа Грегори Колберта. Экспозиционного пространства общей площадью 4500 квадратных метров в буквальном смысле собрано из картонных труб и 148 грузовых контейнеров. В 2006 году выставочная площадка была перевезена и снова воссоздана в Санта-Монике (Калифорния), затем в Токио и в 2008 году в Мехико.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 7
© Michael Moran

По мнению архитектора, современная библиотека – это место обмена знаниями и пространство для общения. Но также нельзя исключать и традиционное представление о библиотеке как тихом месте, которое позволяет сосредоточиться. Учитывая все эти аспекты, Сигэру Бан встроил в главный зал застекленные капсулы, которые подходят для проведения мастер-классов и занятий.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 8
© Hiroyuki Hirai

Мост был построен совместно со студентами за один месяц для привлечения внимания туристов. Его расположили вблизи от Пон-дю-Гар (Pont du Gard) — римского виадука, который включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Современный мост из картонных труб по форме повторяет изгиб арок Пон-дю-Гар. “Бумажный мост” простоял шесть месяцев, а после был демонтирован.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 9
© Didier Boy de la Tour

Филиал парижского Центра Жоржа Помпиду, построенный Сигэру Баном, включает музей и театр. Запоминающимся этот объект делает крыша. Основной элемент ее каркаса – шестиугольник из ламинированной древесины. Вместе эти составляющие образуют композицию, похожую на китайскую шляпу. Работая над проектом, Сигэру Бан консультировался со своим давним приятелем и коллегой Отто Фрайем.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 10
© Didier Boy de la Tour

Решение открыть интерьер, сделав большие окна, было продиктовано расположением объекта. Он находится на Манхэттене и окружен с разных сторон высотными зданиями, которые являются преградой для дневного освещения. При необходимости окна можно закрыть снаружи жалюзи из металлических пластин.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 11
© Michael Moran

Землетрясение 2009 года уничтожило многие постройки в итальянской провинции Л'Акуила, в том числе и концертные залы. Этот проект был предложен Сигэру Баном как временное пространство для музыкальных представлений, которыми славится эта местность. Часть средств на строительство архитектор получил при содействии правительства Японии и бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 12
© Fabio Mantovani
Пост почитания Сигэру Бана - фото 13
© Didier Boy de la Tour

В феврале 2011 года при землетрясении был разрушен кафедральный собор – символ города Крайстчерч. В качестве временного решения архитектурное бюро Сигэру Бана предложило здание на 700 человек из картонных труб и грузовых контейнеров. Отсылкой к прежнему собору стали витражи на фасаде. Фрагменты изображений, ранее украшавших окна разрушенного собора, воспроизвели на стеклянных панелях. Временное здание открыто для посещения и даже имеет страничку на facebook.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 14
© Bridgit Anderson

Это первый постоянный музей, построенный Сигэру Баном в США. Здание во всех сторон заключено в футляр, “сплетенный” из фанерованных сэндвич-панелей Prodema. Эта конструкция пропускает солнечные лучи, обеспечивая естественное освещение внутренних пространств, и в то же время защищает здание от перегрева. Так как музей находится в горнолыжном курорте, вход в музей напоминает подъему на гору. Лестница с первого этажа ведет на крышу здания, откуда посетители спускаются в выставочные залы.

Пост почитания Сигэру Бана - фото 15
© Michael Moran

Текст: Татьяна Карабанова

Читайте также