Недавно среди живописных холмов Эссекса возник диковинный “пряничный домик” с облицовкой из цветной майолики, золотой крышей и водруженной на нее серебристой женской фигуркой. Больше всего он напоминает придорожную часовенку, нарисованную ироничным художником-постмодернистом, но помимо иронии в нем неожиданно много философии.
Дом был построен Чарльзом Холландом из бюро FAT и художником Грейсоном Перри для проекта Living Architecture, придуманного писателем и философом Аленом де Боттоном. Суть проекта: примирить консервативных британцев с современной архитектурой, помочь ее понять и по мере сил полюбить. Для этого в наиболее живописных уголках Англии по проектам самых известных архитекторов создаются дома для аренды, в которых можно “примерить на себя” новые, непривычные образы.
“Дом в Эссексе” стал шестым по счету домом “Живой архитектуры” и, бесспорно, самым эксцентричным из всех: здесь нашлось место и легенде, и мелодраме, и даже размышлениям о социальной несправедливости, поданным в лучших традициях постмодернизма, склонного иронизировать над миром и над собой.
Дом неслучайно так напоминает часовню, у него есть и посвящение — он выстроен в честь Джули Коуп, вымышленного персонажа, созданного художником Грейсоном Перри, которая олицетворяет среднестатистическую “женщину Эссекса”. Вся архитектура и оформление дома рассказывает банальную и драматичную историю женщины из пригорода.
Фасад домика облицован белыми и зелеными изразцами, сделанными по рисункам Перри, они изображают Джули в виде иконы и перемежаются предметами из ее каждодневной жизни: от булавки до старомодной кассеты для магнитофона, она же изображена в виде статуи на крыше.
В интерьере история Джули рассказана повсюду: в виде четырех гобеленов и трех керамических работ Перри, включая статую Джули больше человеческого роста. Последняя расположена в весьма необычного вида двухсветной гостиной, стилизованной под капеллу с совершенно барочным накалом страстей.
Художники придумали Джули весьма развернутую биографию, известно, что она дважды побывала замужем, получить высшее образование сумела только во взрослом возрасте, толком не реализовала свои возможности и бессмысленно погибла под колесами скутера, за рулем которого был курьер, развозящий обеды. Для пущей убедительности нам покажут и скутер – из него сделан светильник под потолком.
Несмотря на своеобразность и нарративность архитектуры, дом совершенно функционален: в нем есть кухня, столовая и две небольшие спальни, балкончики которых выходят в двусветную гостиную-“святилище”. Напомним, что дом сдается в аренду, и желающих пожить здесь на удивление много: “домик в Эссексе” забронирован до конца года. Возможно зря Аллен де Боттон считает британцев такими уж консервативными.
Текст: Марина Юшкевич
Фото: Jack Hobhouse