Nuovo Portello – проект реабилитации промышленной зоны на северо-западе Милана. Ранее территория была занята заводом «Альфа-Ромео и Лянча». Долгое время район не вызывал энтузиазма у миланцев, а теперь превратился в интересный и оживленный. Стратегически место всегда занимало выгодную позицию в городе: немного в стороне от одной из основных городских магистралей, образованной улицами Корсо Семпионе и Виале Чертоза, первая из которых ведет к парку Семпионе и замку Сфорца ( то есть непосредственно к центру города). Все плюсы местоположения превращались в жирные минусы с точки зрения экологии. А затем одним из корифеев итальянской архитектуры, Джино Валле, совместно с компанией Pirelli & C. Real Estate Project Management, был разработан генеральный план территории, трансформирующий заводской район в многофункциональный. Он был поделен на пять основных зон. В проекте приняли участие архитекторы Чино Дзукки, Гвидо Канали, Чарльз Дженкс (знаменитый теоретик архитектуры), миланская студия LAND, Стефано Боэри.
Студия Cino Zucchi architetti спроектировала кватал из девяти зданий. Восемь из них – жилые (социальное и коммерческое жилье). Коммерческое жилье – это три башни, стоящие у границы парка Портелло по проекту Дженкса и студии LAND. Социальное жилье стоит ближе к автомагистрали. В частности, это три дома-пластины, расположенные торцами к Виале Серра, одновременно они служат шумозащитой квартала. В центре квартала – офисное здание, чей фасад, выходящий на Виа Траяно, остался от старой столовой завода. Он очень напоминает работы русских конструктивистов. Мастерски выполнен проект благоустройства в квартале. Приятная по качеству и оттенку брусчатка, аккуратный фонтан, замыкающий перспективу диагонального прохода, симпатичные дизайнерские лавочки, точечно посаженные деревья.
За комплексом, ближе к Виа Грозотто, находится торговая зона Портелло. Проект был выполнен студией Gino Valle. Территорию занимает гипермаркет Iper, множество сетевых магазинов и многоуровневый гараж-стоянка. Все – белое или почти белое. Несмотря на свои размеры, комплекс не кажется громоздким. Композиционно он неожиданно связывает ранее существовавший постмодернистский район у Виале Акилле с новыми постройками Чинно Дзукки своей нейтральностью. Рядом, на пересечении Виале Серра и Виале Де Гаспери, находится парк по проекту Дженкса и студии LAND. Дженкс известен своими ландшафтными работами с философским подтекстом. Этот парк не исключение. Условное название парка – «Парк Времени». Он должен представлять собой три промежутка в жизни Милана – настоящее, прошлое и будущее, каждое из которых символизирует холм. «Спираль времени», 22-метровый холм, служащий одновременно и выставочной, и смотровой площадкой, – символическое изображение «настоящего». Три холма объединены искусственным озером. Рядом – камерный парк, почти hortus conclusus. И если в “парке холмов” основной цвет был – зеленый, то здесь глаз радуют оттенки желтого, красного. Тропинка здесь выложена черно-белыми плитками, каждая из которых, по замыслу Дженкса, должна символизировать вращение земли, поворачивающейся каждые 24 часа в течение цикла дня и ночи. Парк находится в стадии завершения. Дата открытия, к слову, выбрана тоже философская – 31 декабря 2012 года.
Через дорогу – три офисных здания по проекту Джино Валле, принадлежащих изначально компании Vittoria Assicurazioni. Это добротно выполненные стеклянные треугольные объемы. Да, они вряд ли удивят новизной архитектурного решения. Тем не менее, в градостроительном контексте они смотрятся удачно. Сейчас Vittoria Assicurazioni занимает лишь одно из зданий, остальные сдаются другим фирмам под офисы. Рядом, с левой стороны, строятся жилые дома по проекту Гвидо Канали. Они обещают быть интересными. И, судя по прямоугольным каркасным завершениям, даже будут в перекличке с каркасными структурами домов Дзукки. Также планируется строительство спортивного комплекса по проекту Стефано Боэри – Edificio della Montagna. Начали копать котлован.
В итальянских архитектурных институтах практически не делают индивидуальных проектов – предпочитают работу в группе, приучают архитекторов к командной работе. Это дает свои плоды. Даже такая «звездная команда», как была в Портелло, в результате совместной работы создала грамотный единый комплекс. Елизавета Клепанова
Фото: Елизавета Клепанова, Дарья Свирид