Район Nuovo Portello в Милане

В районе Нуово Портелло в Милане архитектор Чино Дзукки построил роскошный жилой квартал, а Чарлз Дженкс, знаменитый строитель парков и великий теоретик архитектуры, в декабре откроет парк. Наши миланские корреспонденты Елизавета Клепанова и Дарья Свирид прогулялись по району и парку, где почти завершены все работы, и сфотографировали их.
Район Nuovo Portello в Милане

Nuovo Portello – проект реабилитации промышленной зоны на северо-западе Милана. Ранее территория была занята заводом «Альфа-Ромео и Лянча». Долгое время район не вызывал энтузиазма у миланцев, а теперь превратился в интересный и оживленный. Стратегически место всегда занимало выгодную позицию в городе: немного в стороне от одной из основных городских магистралей, образованной улицами Корсо Семпионе и Виале Чертоза, первая из которых ведет к парку Семпионе и замку Сфорца ( то есть непосредственно к центру города). Все плюсы местоположения превращались в жирные минусы с точки зрения экологии. А затем одним из корифеев итальянской архитектуры, Джино Валле, совместно с компанией Pirelli & C. Real Estate Project Management, был разработан генеральный план территории, трансформирующий заводской район в многофункциональный. Он был поделен на пять основных зон. В проекте приняли участие архитекторы Чино Дзукки, Гвидо Канали, Чарльз Дженкс (знаменитый теоретик архитектуры), миланская студия LAND, Стефано Боэри.

Елизавета Клепанова, Дарья Свирид

Студия Cino Zucchi architetti спроектировала кватал из девяти зданий. Восемь из них – жилые (социальное и коммерческое жилье). Коммерческое жилье – это три башни, стоящие у границы парка Портелло по проекту Дженкса и студии LAND. Социальное жилье стоит ближе к автомагистрали. В частности, это три дома-пластины, расположенные торцами к Виале Серра, одновременно они служат шумозащитой квартала. В центре квартала – офисное здание, чей фасад, выходящий на Виа Траяно, остался от старой столовой завода. Он очень напоминает работы русских конструктивистов. Мастерски выполнен проект благоустройства в квартале. Приятная по качеству и оттенку брусчатка, аккуратный фонтан, замыкающий перспективу диагонального прохода, симпатичные дизайнерские лавочки, точечно посаженные деревья.

За комплексом, ближе к Виа Грозотто, находится торговая зона Портелло. Проект был выполнен студией Gino Valle. Территорию занимает гипермаркет Iper, множество сетевых магазинов и многоуровневый гараж-стоянка. Все – белое или почти белое. Несмотря на свои размеры, комплекс не кажется громоздким. Композиционно он неожиданно связывает ранее существовавший постмодернистский район у Виале Акилле с новыми постройками Чинно Дзукки своей нейтральностью. Рядом, на пересечении Виале Серра и Виале Де Гаспери, находится парк по проекту Дженкса и студии LAND. Дженкс известен своими ландшафтными работами с философским подтекстом. Этот парк не исключение. Условное название парка – «Парк Времени». Он должен представлять собой три промежутка в жизни Милана – настоящее, прошлое и будущее, каждое из которых символизирует холм. «Спираль времени», 22-метровый холм, служащий одновременно и выставочной, и смотровой площадкой, – символическое изображение «настоящего». Три холма объединены искусственным озером. Рядом – камерный парк, почти hortus conclusus. И если в “парке холмов” основной цвет был – зеленый, то здесь глаз радуют оттенки желтого, красного. Тропинка здесь выложена черно-белыми плитками, каждая из которых, по замыслу Дженкса, должна символизировать вращение земли, поворачивающейся каждые 24 часа в течение цикла дня и ночи. Парк находится в стадии завершения. Дата открытия, к слову, выбрана тоже философская – 31 декабря 2012 года.

Через дорогу – три офисных здания по проекту Джино Валле, принадлежащих изначально компании Vittoria Assicurazioni. Это добротно выполненные стеклянные треугольные объемы. Да, они вряд ли удивят новизной архитектурного решения. Тем не менее, в градостроительном контексте они смотрятся удачно. Сейчас Vittoria Assicurazioni занимает лишь одно из зданий, остальные сдаются другим фирмам под офисы. Рядом, с левой стороны, строятся жилые дома по проекту Гвидо Канали. Они обещают быть интересными. И, судя по прямоугольным каркасным завершениям, даже будут в перекличке с каркасными структурами домов Дзукки. Также планируется строительство спортивного комплекса по проекту Стефано Боэри – Edificio della Montagna. Начали копать котлован.

В итальянских архитектурных институтах практически не делают индивидуальных проектов – предпочитают работу в группе, приучают архитекторов к командной работе. Это дает свои плоды. Даже такая «звездная команда», как была в Портелло, в результате совместной работы создала грамотный единый комплекс. Елизавета Клепанова

Фото: Елизавета Клепанова, Дарья Свирид