Сад Грейт-Дикстер в Англии

В 1954 году садовод-ученый Кристофер Ллойд вернулся в родное поместье. В результате сад его детства стал легендой ландшафтного дизайна Англии.
Сад ГрейтДикстер в Англии

Сад Грейт-Дикстер – дело жизни ландшафтного дизайнера Кристофера Ллойда – числится официальной достопримечательностью британского садового искусства. Но вряд ли его появление в программках “гарден-туров” по Англии наполняло душу Ллойда гордостью.

Выстриженные из тиса фигуры — символ Грейт-Дикстера и память об отце Ллойда, который увлекался топиарным искусством (художественной стрижкой растений).

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

Во-первых, общество своей любимой таксы по кличке Тюльпан Ллойд нередко предпочитал людскому, а во-вторых, его важнейший принцип всегда был таким: “Хотите превратиться в старого пухлого котика-умницу? Пожалуйста: просто почивайте на лаврах”.

Ллойд и его друг — старший садовник Фергюс Гарретт.

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

Он собирал в Грейт-Дикстере все, что делает сад “английским”, – и раз за разом доказывал условность всех стилевых определений.

Ллойд обожал цветовые контрасты — эту картину он создал из красных крокосмий, фиолетовых флоксов, лилового дикого лука и желтых энотер.

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

Современная история этого сада началась в 1900-х годах, когда родители Ллойда, страстные садоводы, купили в Восточном Сассексе старинное поместье Грейт-Дикстер. За несколько веков оно обветшало, зато там был сад, и к его восстановлению привлекли знаменитого архитектора Эдвина Лютиенса.

Круглые ступени построил в начале ХХ века Эдвин Лютиенс. Хозяин поместья спровоцировал ощущение заросшей руины, позволив мелколиственнику селиться в трещинах.

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

Мастер “коттеджного” стиля создал основу нынешнего Грейт-Дикстера. Вместе с лютиенсовским шедевром рос Кристофер, и дальнейший сценарий его судьбы закономерен. Студент-садовод, потом садовод-преподаватель – и возвращение домой в Грейт-Дикстер уже навсегда.

В “Утопленном саду” видна особая любовь Ллойда к декоративным злакам. Они продолжают “работать”, когда другие растения уже увяли.

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

В середине 1950-х Ллойд казался англичанам бунтарем-авангардистом. Вместо традиционных цветочных клумб в его саду композиции из кустарников, декоративных злаков и многолетних растений. Диковатые краски (особенно Ллойда радовали желто-красные цветочные фейерверки). Викторианское почтение к экзотическим растениям, поле со стрижеными фигурами из тиса, любовь садовника к сорнякам – все вместе это принимали за какую-то игру.

Бордюры Ллойда цветут круглый год: на смену маку приходят фигелиус и шалфей.

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

Дизайнеру пришлось вести колонку в популярном садоводческом журнале и написать несколько книг, чтобы внести ясность: с коровяком он возится действительно из детской своей любви к растениям.

Поляна нарциссов. Ллойд всегда старался избегать “перенаселенности”: между группами растений нужны большие участки свободной земли.

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

И традиций не ниспровергает: “Коттеджный сад хорош во всех отношениях, своей непосредственностью он может просто очаровать. Но частенько вас откровенно надувают – чары эти из арсенала сентиментальных прабабушек с их салопами. Ну неужели вам не скучно?” В Грейт-Дикстере не скучно даже зимой, Кристофер Ллойд положил на это полвека своей жизни.

Огромные листья гуннеры создают у пруда атмосферу парка юрского периода.

АЛЕКСАНДР БАЙАШ

Текст: Пейдж Дикей

Фото: АЛЕКСАНДР БАЙАШ