Англичанка Анна Дэвис живет в Техасе уже тридцать лет. Ее дом всегда был окружен ностальгическим традиционным английским садом – с газоном, прудиками, ручейком, клумбами и цветочными бордюрами. Но в какой-то момент Анне захотелось “местного колорита”, ведь Эль-Пасо – это почти Мексика. И тогда Анна обратилась к ландшафтному дизайнеру Марте Шварц.
В результате в ее саду появился “особый отдел” – кусочек земли размером одиннадцать на восемь метров, где нет никаких растений, кроме кактусов. “Цветки пустыни” красуются на фоне лабиринта из разноцветных бетонных стен. Открытый лабиринт, где затейливые коридоры ведут в потайные уголки, был спроектирован по мотивам работ техасской знаменитости, дизайнера-минималиста Дональда Джадда – Шварц в восторге от его арт-инсталляций.
Марта старается относиться с юмором к объектам своих ландшафтных композиций: “Растения как дети и собаки, с ними нужно играть”. Она уверена: для того чтобы создать эффектный сад, не обязательно тратить много денег. Ей претит гигантомания, которой часто грешат ландшафтные дизайнеры и экологи. “Всякую большую работу нужно начинать с мелочей. Люди на нашей планете живут далеко не в идеальных условиях, среди асфальта и торговых центров. Прежде чем заниматься национальными парками, нужно преобразить именно эту среду. Берите пример с японцев: им катастрофически не хватает земли, и они играют с пространством и временем с помощью карликовых деревьев, камней и мха”, – говорит Марта.
В ее творении действительно заметно японское влияние – например, гора гравия в “золотой комнате” лабиринта. Но в глазах Марты эта горка – “южноамериканский вулкан и одновременно насыпь из промышленных отходов”.
В кактусовом саду есть и следы испано-исламской культуры – геометрический рисунок плана, глухие стены с небольшими проемами и резкие, контрастные тени. Бетонные стены и замкнутые пространства, как ни странно, удачно сыграли роль мексиканской пустыни. Мексика, по Марте Шварц, это камни, песок, яркие цвета и палящее солнце, от которого нужно укрыться в тенистом уголке. Ну и кактусы, конечно.
Текст: Лесли Форбс