Сад, cпрятанный среди виноградников в горах над Женевским озером, можно без всяких скидок назвать шедевром. Подобно великой картине или скульптуре, он совершенен – и целиком, и в деталях. Но, в отличие от произведений изобразительного искусства, этот сад живой – он дышит, растет и меняется в зависимости от времени года и с течением времени вообще. Этот сад – как спектакль, где вместо людей играют растения.
Автор этого шедевра Жак Вирц уже больше полувека считается ведущим ландшафтным архитектором Европы. Он родился в Антверпене, и там же с 1950 года находится его мастерская. На счету Вирца много “громких” общественных проектов (например, реконструкция садов Тюильри в Париже) и частных заказов. И во всех проявляется главная особенность архитектора – умение работать с большими масштабами. Поэтому, купив дом XVIII века, окруженный одиннадцатью гектарами земли, хозяин этого сада сразу понял, кто должен им заниматься.
Вирцу сад тоже понравился. “Меня поразила сила и суровость ландшафта, – говорит он. – Я хотел сохранить эти качества из уважения к старому дому и парку”. Так, прямо при въезде в поместье Вирц оставил группу величественных деревьев – некоторые из них старше особняка. От них тянутся выстриженные живые изгороди из граба.
Топиарные “стены” – характерная особенность стиля Вирца, он использует их всюду, и в этом швейцарском саду их особенно много. “Стены” сами по себе декоративны Вирц ценит граб за то, что он красиво желтеет осенью и стоит с рыжей листвой всю зиму. Кроме того, они структурируют пространство, организуя садовые виды и маршруты прогулок – например, в сторону укромного уголка, где прячется каскад из семи прудов.
Стриженые изгороди устанавливают в парке “закон и порядок”. Командует всем граб, но кроме него Вирц использовал еще тис, самшит, бук, дерен и жимолость. За всем этим разнообразием нужно ухаживать, регулярно подстригая изгороди. Но усилия стоят конечного результата – сада, который красив круглый год: в цветении весны, сиянии лета, осеннем увядании и зимней строгости.
Текст: Тристрам Холланд
Фото: АЛЕКСАНДР БАЙАШ