Лабиринты существуют уже пять тысяч лет. Евгения Микулина – о том, зачем люди строят гигантские головоломки.
Первым архитектором в истории человечества считается Дедал. Он же – строитель первого в истории человечества лабиринта. Заказчиком выступил царь Крита Минос: в глубине запутанного здания, откуда нельзя было найти выход, он прятал Минотавра (человек-бык был неудачным последствием романа царицы Пасифаи с быком). Минотавр ел людей – лабиринт и построили для того, чтобы он ел их в уединении. Но однажды ему не повезло – один из присланных на съедение семерых юношей, Тезей, прикончил мутанта и вышел из недр лабиринта с помощью нити царевны Ариадны. Вскоре Дедал бежал с Крита вместе с сыном Икаром. В полете произошел несчастный случай, после которого Дедал ничего заметного уже не строил.
Вообще-то лабиринты появились во II тысячелетии до нашей эры без участия Дедала и при обстоятельствах не столь драматических. Это были не здания, где можно спрятать быка, а плоские рисунки на земле или низкие стенки из камней. Использовались они для ритуальных танцев.
Но римлянам, которые обнаружили лабиринты сильно позже, они показались чем-то загадочным и романтическим. Римляне увлеклись легендой о Минотавре. Их росписи и мозаики изобилуют лабиринтами. Линия пути внутри квадратного или круглого плана ведет к центральному кругу или квадрату, где дерутся Тезей и Минотавр.
Эту схему у римлян переняли христиане. Для них лабиринт стал символом трудной судьбы Христа и пути, который должна преодолеть душа христианина. В этом качестве (и снова в виде мозаики) лабиринт поселился на полах средневековых соборов.
Очень скоро лабиринты вернулись на воздух – в сад. Сначала – в монастырский. Их выстригали из низких кустов (тимьяна или иссопа): в таком виде лабиринты напоминали еще и о терновом венце Христа. Но настоящий расцвет лабиринтов наступил в эпоху Ренессанса.
Под лозунгом возрождения античных традиций христианская символика была отброшена, и лабиринты вернулись на круги своя – к Минотавру. Ренессансные садоводы любили во все внести элемент сюрприза и поместить посреди мирной рощицы статую какого-нибудь монстра. Лабиринты этой привычке отвечали идеально: они стали трехмерными, их зеленые стенки подросли и скрыли от глаз посетителя цель запутанного путешествия – Минотавра или дракона, мраморного или выстриженного из зелени.
В каждой стране завелась своя разновидность лабиринта. В Англии это были maze – сложные лабиринты с несколькими вариантами пути (название происходит от слова amaze – “изумлять”). Во французских барочных садах XVII века встречались и низенькие лабиринты-партеры (декоративные цветочные клумбы), и огромные “увеселительные” лабиринты. Внутри таких прятались фонтаны-шутихи и можно было устраивать приемы, как в “Саду Эзопа”, разбитом Шарлем Перро в Версале (1667) – там было 39 скульптурных групп, а общая протяженность дорожек достигала 750 метров. Прогулка по такому лабиринту была интеллектуальным и физическим упражнением одновременно.
Со времен Ренессанса лабиринты оказались неразрывно связаны с фигурной – топиарной – стрижкой зелени. Прежде всего потому, что стрижка – единственный способ сформировать плотную зеленую стену, живую изгородь, без которой лабиринта быть не может. И фантастические животные, которыми лабиринты принято было населять, в “зеленом” исполнении выглядели гораздо интереснее и эффектнее.
Стрижки бывали двух видов – геометрические (шары, кубы и пирамиды) и сюжетные: из кустов могли, как в саду палаццо Ручелаи, выстричь “храм, обезьяну, осла, быка, медведя и великана”. Растения для создания лабиринтов и стрижки применяли в основном многолетние – жимолость, бирючину, дубровник, тис, самшит.
Лабиринты и топиарная стрижка резко вышли из моды в XVIII веке, когда возникли английские пейзажные сады со свободной планировкой. Но уже в XIX веке они отвоевали былые позиции. А в конце ХХ и вовсе начался бум лабиринтов – его спровоцировали многочисленные “круги” и “знаки” на полях, якобы оставленные инопланетянами.
Предприимчивые фермеры воспользовались ажиотажем и стали создавать “сюжетные” лабиринты с изображениями зверей и планет. Делаются они гигантскими в расчете на Книгу рекордов Гиннесса и привлечение туристов. Вот только живут недолго, всего два-три месяца – для скорости и размера их выстригают из кукурузы. Но и за это время до пятидесяти тысяч человек за скромную плату могут навестить Минотавра или поиграть в “Хроники Амбера” Роджера Желязны: его герои в трудную минуту жизни всегда проходили “Путь” – лабиринт, в центре которого находили самих себя.
Текст: Евгения Микулина
Фото: CORBIS/RPG; YANN ARTNUS-BERTRAND; BRIDGEMAN/REX FEATURES/FOTOBANK.COM