Schaudepot: новая глава в истории Музея дизайна Vitra

3 июня в кампусе швейцарской мебельной марки Vitra открылось новое музейное здание Schaudepot, построенное по проекту бюро Herzog & de Meuron. Рассказываем, почему это важно.
В кампусе Vitra новое музейное здание Schaudepot построено по проекту Herzog  de Meuron | Admagazine

3 июня в кампусе швейцарской мебельной марки Vitra открылось новое музейное здание Schaudepot, построенное по проекту бюро Herzog & de Meuron. Рассказываем, почему это важно.

8059

1. Что такое кампус Vitra

Резиденция мебельной марки Vitra представляет собой целый городок, объединяющий производственные постройки, технические сооружения, а также общественные здания — музей, шоу-рум и так далее. Ни одна из этих построек не является случайной — над обликом кампуса в разные годы поработали Заха Хадид, Алваро Сиза, Тадао Андо и другие архитектурные знаменитости. В результате кампус превратился музей под открытым небом, куда специально ездят на экскурсии.

Здание по проекту Захи Хадид, 1993

vitra
2. Кто такие Herzog & de Meuron

Уроженцы Базеля и лауреаты Притцкеровской премии 2001 года Жак Херцог и Пьер де Мерон работают месте с 1978 года. Они знамениты любовью к простым формам и сложным материалам. Например, для фасада Музея культуры они использовали мерцающую керамическую плитку, а в отделке токийского бутика Miu Miu задействовали перфорированные медные панели. Проектированием музейных пространств швейцарский дуэт занимается регулярно. И самая знаменитая работа по этой части — лондонская галерея Tate Modern, перестроенная ими из электростанции. С Vitra Херцог и де Мерон тоже уже работали. В 2009 году они возвели на территории кампуса VitraHaus — огромный шоу-рум, который напоминает гигантское гнездо, свитое из архетипических домиков с двускатной крышей.

VitraHaus по проекту Herzog & de Meuron, 2009

vitra
3. Как выглядит Schaudepot

Здание открытого хранилища рифмуется с VitraHaus. Его главный фасад тоже выглядит как домик, нарисованный детской рукой. Не хватает только трубы и окошек. Кажется, единственное, что связывает “внутренности” здания с внешним миром — это маленькая дверь по центру, которая подчеркивает масштаб здания и придает ему загадочности. Но хотя выглядит новый музей как вещь в себе, в действительности он сделает кампус более открытым для публики, обеспечив новый вход на его территорию с северной стороны. Из соседнего городка Вайля-на-Рейне сюда можно дойти пешком (а в сам Вайль легко добраться на трамвае из Базеля).

vitra
4. Зачем Vitra понадобилось новое музейное здание

Старое здание музея построил еще в 1989 году Фрэнк Гери, но оно используется для больших выставок, и значительную часть коллекции публика не видит. Между тем там действительно есть на что посмотреть. Фирменные музеи есть у многих компаний — там они показывают образцы своей собственной старинной продукции, станки, чертежи, патенты и прочие реликвии. В случае с Vitra все иначе. Хозяин марки Рольф Фельбаум начал собирать мебель еще в 1980-е годы, и сейчас в запасниках музея семь тысяч предметов мебели и тысяча светильников, созданных в XIX–XXI веках. Коллекция также включает электроприборы, образцы текстиля, архитектурные модели и предметы быта. Всего около двадцати тысяч экспонатов — это одна из самых обширных коллекций дизайна в мире. В общем, если хотите узнать, как менялся предметный мир за последние двести лет, вам сюда.

vitra
5. Как устроен новый музей

Общая площадь Schaudepot — 1600 квадратных метров. Пространство поделено на несколько зон. Под постоянную экспозицию “Собрание Vitra Design Museum — от 1800 года до настоящего времени” отвели самый верхний этаж, там собрано около четырехсот предметов, расставленных в хронологическом порядке.

vitra

Среди экспонатов — редкие работы Геррита Ритвельда, Алвара Аалто, Чарльза и Рэй Имз и Этторе Соттсасса. С ними соседствуют анонимные предметы и экспериментальные модели. В музее также есть площадки для временных инсталляцией. К открытию музея приурочили две выставки: “Радикальный дизайн” про эксперименты 1960-х годов и “Прототипы, материалы, процессы”.

vitra

Из кафе со стеклянными стенами видны офисы и библиотека для сотрудников. В служебных помещениях можно побывать во время экскурсий, групповых или индивидуальных. Сделано это для того, чтобы посетители лучше понимали, как функционирует музей.

vitra

Текст: Анастасия Ромашкевич

Фото: vitra