Скрытое сокровище: башня-колонна работы Эль Лисицкого на ВДНХ

В начале ноября было установлено авторство ажурной башни-колонны 1939 года рядом с павильоном “Рыболовство” в парке ВДНХ — работа принадлежит одному из выдающихся советских авангардистов Эль Лисицкому.
Скрытое сокровище башняколонна работы Эль Лисицкого на ВДНХ

Лисицкий занимался оформлением ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в 1935–1939 годах, на которой выполнил несколько проектов планировки и декорации павильонов, в том числе рекламные установки для Союзпищепромрекламы.

По мнению старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Татьяны Горячевой и историка ВСХВ—ВДНХ Александра Зиновьева, вышка служила рекламной конструкцией Главконсерва и указателем для павильонов “Рыбное хозяйство” и “Прудовое хозяйство”.

Изначально башню, по форме напоминающую рыболовный садок, увенчивали шар-скафандр и силуэты двух металлических карпов, плывущих в противоположные стороны. Во время послевоенной реконструкции парка в начале 50-х годов карпов сменил осетр. До нашего времени сохранилась одна лишь металлическая конструкция башни.

Ранее был известен только один воплощенный архитектурный проект Эля Лисицкого — здание типографии журнала “Огонек” 1932 года в 1-м Самотечном переулке.

Типография журнала “Огонек” в 1-м Самотечном переулке. Лазарь Лисицкий получил заказ на проект типографии от руководства журнала в 1930 году. К 1932-му авангардистская постройка уже была возведена, однако в 1938 году здание перешло в ведение НКВД и в настоящий момент принадлежит ФСБ.

Sergei Dorokhovsky

Лазарь Маркович Лисицкий (больше известный под псевдонимом Эль Лисицкий) — советский архитектор-авангардист, художник, график, автор целого ряда агитационных плакатов и один из основателей Культур-Лиги — авангардного объединения художников и писателей, которые хотели создать новое еврейское национальное искусство. Большое внимание Лисицкий уделял борьбе со статичным архитектурным пониманием пространства. Одна из наиболее известных работ архитектора — проект “горизонтального небоскреба” — так и не была осуществлена, но прочно вошла в историю авангарда.