В последнее время архитекторы воспылали большой любовью к дереву. Мы выбрали несколько примеров того, как использование этого традиционного материала может привести к далеко не традиционным результатам.
Здание состоит из двух частей: прямоугольного бетонного блока (входное лобби и выставочный зал) и чашеобразной часовни. Авторы проекта из K2S Architects решили сделать ее полностью из дерева, включая мебель.
Каркас из клеено-ламинированных дуг облицован снаружи еловыми досками, а внутри ольховыми. Благодаря незаметному соединению “в шип” гладкость поверхности ничто не нарушает.
Архитекторы также позаботились об идеальной звукоизоляции и естественном освещении. “Часовня тишины”, как ее теперь называют, появилась этим летом в рамках программы World Design Capital Helsinki 2012, но останется навсегда.
Архитектор Джудит Бенцер совместила в этом проекте традиционную форму – коробочка с двускатной крышей – и оригинальную технику. Не считая цокольного бетонного этажа, дом полностью построен из дерева. Он обит лиственичными досками крест-накрест в два слоя (горизонтально снаружи и вертикально внутри). Стены плавно переходят в крышу, ставни и двери сделаны заподлицо из таких же досок.
Когда всё наглухо закрыто, дом кажется непроницаемым. Такая монолитность фасадов продиктована не только стремлением к визуальному единству, но и практическими соображениями: большую часть года дом пустует, поэтому требовалось его как можно лучше защитить.
Традиционно дома в горных деревнях Австрии и Швейцарии покрывали небольшими деревянными планками – гонтом. Дизайнер Матье Леаннер решил использовать его в проекте магазина при фабрике швейцарского производителя шоколада Cailler, которая находится как раз в Альпах. На этом заигрывание с традициями заканчивается и начинается собственный стиль Леаннера. По его признанию, он хотел придать зданию сходство с броненосцем.
Дерево – не значит обязательно натуральное. В северных странах дома часто ярко красят для увеселения глаза и защиты древесины. Уроженец канадского Фого архитектор Тодд Сондерс предпочитает черный и белый как символы полярных ночи и дня.
Несколько лет назад он начал строить на родном острове домики-студии, куда могут приезжать художники и писатели со всего мира. Архитектор позабавился с формой, но остался верен местным традициям: доски из канадской ели, асимметричные оконные проемы, сваи вместо фундамента. Все дома автономны и предполагают полное уединение. Что и требуется художникам в поисках вдохновения. Смотрите также: Творческая студия на острове Фого
Резное дерево часто используют в виде украшения, а вот английская Studio Weave решила полностью построить на этом проект. Благо он небольшой – павильончик для отдыха туристов, приезжающих на английское водохранилище Килдер-Уотер.
Архитекторы придумали Фрею, которая любила растения, и построили для нее дом, изнутри заросший лесом. Если отбросить романтику, это резные фанерные щиты, составленные вместе и покрытые снаружи металлическими пластинами.
На другом берегу озера стоит хижина Робина, друга Фреи. Она тоже деревянная, но попроще и покрыта гонтом.
Закрывать решеткой из деревянных реек фасады (хоть стеклянные, хоть бетонные) сейчас очень модно. Этот проект Framework Architects и Studio Prototype интересен тем, что решетка не простая. Рейки составлены где тесно, где редко – получается орнамент, одновременно декоративный и функциональный.
Решетка разной плотности регулирует проникновение солнечного света в разные помещения и образует красивую светотень.
Складные ставни-гармошки тоже являются частью орнамента. Дом стоит на канале, и вода играет важную роль в дизайне. За счет отражения фасад удваивается, еще больше усложняя визуальный образ виллы.
Экспериментальный павильон, появившийся в барселонском порту Олимпик этим летом, должен показать, что дерево и современные технологии вполне совместимы. Архитектурное бюро IaaC совместно с испанской электроэнергетической компанией Endesa придумали максимально эффективное здание, руководствуясь принципом “форма следует за энергией”. Дом, как растение, стремится своими лепестками к солнцу.
Форма и наклон выступающих модулей рассчитаны так, чтобы солнечные батареи улавливали максимум солнечной энергии. Во внимание принято не только движение солнца в течение дня, но и смена сезонов, поэтому фасады асимметричны, одни похожи на закрытый бутон, другие – на распустившийся цветок. Не то чтобы это очень красиво. Но есть повод задуматься о потенциале деревянной архитектуры.
Текст: Юлия Пешкова
Фото: Marko Huttunen, Martin Weiss, Vincent Duault, Bent René Synnevåg, David Williams, Jeroen Musch, Adrià Goula