Хозяин этого сада Джералд Хитман – из тех, кто привык рубить сплеча. Загорается идеей и тут же берется воплощать ее в жизнь. В 1992 году ему предложили приобрести две тысячи акров земли, которые раньше принадлежали огромной (на три тысячи коек) клинике для душевнобольных. Джералд тут же оформил купчую, хотя ни сил, ни желания заниматься этой территорией у него не было. Впрочем, он легко вышел из положения: распродал часть земель, а деньги вложил в обустройство поместья.
Владения Хитмана занимают семь гектаров. Прежде здесь был больничный зоопарк, но теперь от него осталось одно название – The Old Zoo. Живности здесь нет. Разве что дикие птицы и олени, которые иногда забредают в сад и поедают розы в цветнике. В центре участка стоит дом, построенный сестрами-архитекторами Хомой и Симой Фарьяди. Хотя Хитман справил новоселье больше десяти лет назад, он не устает восхищаться своим жилищем: “Да за такой дом можно душу дьяволу продать!” Но посетители приезжают в поместье со всей Англии вовсе не для того, чтобы полюбоваться на архитектуру сестер Фарьяди. Их привлекает не дом, а сад.
Ландшафтными работами руководил дизайнер Кейт Паллен, но идейным вдохновителем процесса был сам Хитман, который решил во всем полагаться только на свой вкус. “Чтобы избежать чужого влияния, я перестал бывать в публичных садах, отложил в сторону книги по ландшафтному дизайну и пролистывал страницы, посвященные садоводству, в воскресных газетах”, – признается он.
“Старый зоопарк” – необычный сад. Он славится не цветниками, не газонами и даже не плодовыми деревьями (здесь собрано шестнадцать сортов ланкаширских яблонь), а скульптурами. Ворота поместья стерегут Иаков и Исав с копьями в руках, а по всей территории разбросаны десятки других статуй. Началось все с того, что Хитман купил шестнадцать работ у чешского скульптора Олбрама Зубека. А когда они заняли место в саду, пригласил Зубека в Англию.
Правда, Хитман опасался, что скульптор забракует расстановку изваяний, и на всякий случай “укоренил” их в грунте с помощью бетона. Волновался Хитман не зря: приехав в поместье, Зубек заявил, что группа “Богемские принцессы” стоит неудачно. И никакие разговоры о том, что статуи закреплены намертво, не помогли – пришлось вырвать принцесс из земли и перенести на новое место.
Вслед за скульптурами Зубека в саду появилось двадцать работ Софи Диккенс, деревянные постройки Дерека Гоффина (он работает на стыке ландшафтного дизайна и прикладного искусства) и всадник Джоанны Маллин-Дэвис. На этого вояку Хитман готов любоваться часами и даже заказал его уменьшенную копию для своей спальни: “Вы только посмотрите на его физиономию! Он прямо-таки излучает самодовольство”. Но, наверное, дело не только во внешности воина. Его фигура, возвышающаяся над садом, олицетворяет принцип “Пришел, увидел, победил”. Хитману близок такой подход к делу: обычный садовод-любитель собрал вокруг себя армию профессионалов, привел их на эту землю, покорил ее и оказался на коне.
Текст: Клэр Руссо
Фото: ДЖЕРРИ ХАРПУР