subekt-kulta-andrea-palladio
Архитектура

Субъект культа: Андреа Палладио

В нашей рубрике “Субъект культа” итальянский архитектор и изобретатель универсального архитектурного языка Андреа Палладио. Рассказывает Анастасия Углик.

, обновлено 20 Сентября 2018
AD Magazine

В нашей рубрике “Субъект культа” итальянский архитектор и изобретатель универсального архитектурного языка Андреа Палладио. Рассказывает Анастасия Углик.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 1
Будущий законодатель архитектурной моды Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье каменщика Пьетро делла Гондолы.

Андреа Палладио в архитектуре – это все равно что Леонардо да Винчи в живописи. Его имя слышали все, многие видели собственными глазами его архитектурные сооружения, а некоторые даже пили коктейль, названный в его честь. А совсем уж большие знатоки понимают, что он изобрел тип классической загородной виллы, к которому восходят и Малый Трианон, и Дом Пашкова, и Белый дом в Вашингтоне.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 2
Вилла “Ротонда”, или ­более точно вилла Альмерико-Капра, — чуть ли не самый знаменитый частный дом на свете. Построена в 1551–1591 годах под Виченцей. Сейчас принадлежит Марио ди Вальмаране, бывшему профессору архитектуры университета Вирджинии.

В 1990-х годах один антиквар выкупил за бесценок у наследников Жолтовского прижизненное издание труда Палладио – “Четыре книги об архитектуре”. Судя по полям, советский академик читал том внимательно. Там были и его собственные расчеты, и выкрики “верно!”, и отметки напротив особенно понравившихся выводов.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 3
В плане вилла “Ротонда” абсолютно симметрична и на все четыре стороны смотрит одинаковыми портиками — по шесть ионических колонн в каждом.

Причин неизменной популярности Палладио историки архитектуры называют множество. Но, пожалуй, главная – итальянский архитектор никогда и ничего не копировал. Зато оставил в наследство благодарным потомкам множество архитектурных кубиков, из которых они без особенного труда много веков собирали свои собственные конструкции. Его аккуратные и техничные рисунки понятны и наглядны.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 4
Вилла Барбаро в Мазере была построена Палладио в 1560-х годах для его благодете­лей — Даниеле и Марк­антонио Барбаро.

Палладио чуть ли не единственный архитектор итальянского Возрождения, который был изначально не художником, а простым каменщиком. Поэтому не забывал, что удобные конюшни не менее важны, чем господский дом, и что рассуждения о божественном предназначении архитектуры надо подкреплять весомыми доказательствами. Например, построить церковь Иль Реденторе и в ритмической системе античного ордера выразить всю благодарность Спасителю за избавление Венеции от чумы 1575 года.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 5
На вилле Барбаро к реальной архитектуре Палладио добавилась и нарисованная — фрески Паоло Веронезе.

Псевдоним, под которым Палладио прославился, придумал Джан-Джорджо Триссино, итальянский гуманист и его первый заказчик. Настоящее имя – Андреа ди Пьетро делла Гондола – показалось Триссино слишком вялым для такого талантливого молодого человека. Тогда он вспомнил про Палладион, легендарную скульптуру Афины Паллады, которая до поры до времени защищала Трою от всех напастей.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 6
Палладио хотел, чтобы разные зоны собора Сан-Джорджо Маджоре были выделены разными видами ордера. Подкупольные столбы — как самая значимая часть — оформлялись двумя полуколон­нами и двумя пилястрами.

Таким же талисманом города Виченцы должен был стать и бывший каменщик. Правда, скоро оказалось, что его возможности распространяются куда шире. Палладио делал все, что входило в программу образования архитектора того времени: ездил в Рим, где зарисовывал античные памятники, учил наизусть “Десять книг об архитектуре” Витрувия, боготворил Альберти. Но ему единственному из всей ренессансной плеяды удалось создать новый язык пропорций, которым смогли пользоваться другие.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 7
План собора Сан-Джорджо Маджоре является компромиссом между традиционным базиликальным (его хотели заказчики-бенедиктинцы) и центрическим (более отвечающим вкусам самого Палладио).

А еще Палладио выдумал и довел до совершенства тип дома, подходящего для достойной жизни человека просвещенного и тонко чувствующего гармонию и в природе, и в искусстве.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 8
Собор бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове был заложен в 1566 году.

Все современные архитекторы должны быть ему благодарны хотя бы за то, что он вывел частное строительство из разряда недостойных истинного зодчего занятий. И он же буквально походя определил на много веков вперед развитие театральной декорации и театра вообще, возведя театр Олимпико в Виченце.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 9
Старейшее крытое театральное здание — театр Олимпико в Виченце — было построено в 1580-х годах. Палладио воспроизвел древнеримский амфитеатр и накрыл его двускатной крышей.

Сам Палладио, скорее всего, удивился бы безмерно, узнав о своей нынешней репутации новатора и авангардиста. Он-то всю жизнь искренне полагал, что занимается восстановлением античной традиции по фрагментам сохранившихся зданий. И тщился хотя бы на шаг приблизиться к величию древних. Но теперь поздно – большинство современных архитекторов уже признали его за своего.

Субъект культа: Андреа Палладио - фото 10
Декорации в Олимпико стационарные: это вид идеального ренессансного города с семью перспективами улиц.
Субъект культа: Андреа Палладио - фото 11
Фасад венецианской церкви Иль Реденторе (заложена в 1577 году) состоит из двух классических портиков, наложенных друг на друга.
Субъект культа: Андреа Палладио - фото 12
Вдоль всего длинного нефа Иль Реденторе архитектор пустил парные коринфские колонны, усилив их в подкупольной зоне дополнительными пилястрами.

Текст: Анастасия Углик

Читайте также