Субъект культа: Джулиус Шульман

Пятнадцатого июля 2009 года умер легендарный американский фотограф Джулиус Шульман. О том, что сделал этот человек для современной архитектуры, рассказывает Юрген Кальва.
Фотографии Джулиуса Шульмана модернистская архитектура в выгодном свете | Admagazine

В Лос-Анджелесе есть улица, которая сворачивает с бульвара Сансет и спиралью уходит в гору. Если подняться на вершину, перед вами откроется вид на равнину и Тихий океан, а по ночам отсюда можно наблюдать, как далекие огни города соединяются в причудливые линии. Когда в конце 1940-х Джулиус Шульман обнаружил это место, то заказал своему другу архитектору-модернисту Рафаэлю Сориано дом из стали, дерева и стекла с видом на город.

На снимке 2007 года Джулиус Шульман позирует в библиотеке своего калифорнийского дома, построенного по проекту Рафаэля Сориано. Дом Шульмана — единственная постройка Сориано с каркасом из стали, сохранившаяся до наших дней.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Сейчас Лорел-каньон, в середине прошлого века представлявший собой высушенную солнцем пустыню, густо зарос высокими деревьями и кустами. За ними сложно разглядеть и дом, в котором знаменитый фотограф прожил почти шестьдесят лет, и соседние здания, построенные его друзьями-архитекторами.

Снимок 1960 года. Бассейн в особняке Stahl House (другое название Case Study House № 22), по проекту Пьера Кёнига. Этот дом входит в десятку лучших зданий Лос-Анджелеса, составленную газетой Los Angeles Times.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Никому не удалось так ярко показать миру эти дома, как сыну русского иммигранта, родившемуся в 1910 году в Бруклине. Снимки Шульмана зафиксировали появление нового архитектурного стиля, который возник в послевоенной Калифорнии на волне экономического подъема. А кадры, подобные гостиной в доме Пьера Кёнига, стали эталоном архитектурной фотографии. Еще при жизни Шульмана цена его работ достигла двух тысяч долларов. “Жизнь фотографа бывает весьма приятна”, – шутил он по этому поводу.

Фотография 1960 года. Особняк Malin Residence, известный как Chemosphere, был построен по проекту Джона Лаутнера. Дом также входит в десятку лучших зданий Лос-Анджелеса.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Шульман был самоучкой, снимал простым “кодаком” и заслужил прозвище One-shot Schulman – он часто не замерял свет и делал всего один кадр. “Я никогда не думал о последствиях”, – смеялся фотограф, когда его спрашивали о профессиональных секретах.

Самый знаменитый ­снимок Шульмана. На фото 1960-го вилла Stаhl House Пьера ­Кёнига выглядит так, словно она парит над склоном холма, а внизу переливается ночной Лос-Анджелес.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Фрэнку Ллойду Райту как-то даже пришлось написать Шульману письмо с извинениями: “Когда я впустил вас в Западный Талиесин, то не осознавал, что вы профессионал. Я думал, что вы еще один юнец, который хочет попытать счастья. Ваша работа – выше чем профессиональная. Вы совершенно четко понимаете, что фотографируете”.

Фото 1947 года. Особняк Kaufmann House, построенный Ричардом Нойтрой в Палм-Спрингc.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Шульман действительно прекрасно понимал, как представить сухую модернистскую архитектуру в самом выгодном ключе. Для этого требовался естественный свет, в котором дом словно сиял, а его очертания приобретали четкость.

Лобби центра Convair Astronautics в Сан-Диего, архитектурное бюро Pereira & Luckman. До наших дней здание не сохранилось, увидеть его можно лишь на этом снимке Шульмана 1958 года.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Предрассветные или вечерние сумерки были идеальным временем для съемки. В это время, как объяснял Шульман в интервью американскому AD, “небо приобретает светоизлучающие, формообразующие качества”.

Фотография 1958 года: Пьер Кёниг в гостиной Case Study House № 21. Архитектор запечатлен в компании неизвестной девушки. Скорее всего, это одна из лос-анджелесских студенток, которых Шульман привлекал к съемкам в качестве моделей.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

В 1947 году, фотографируя виллу Ричарда Нойтры, он потратил сорок пять минут на экспонирование одного-единственного кадра. Все это время он беспрестанно бегал туда и обратно, чтобы включать и выключать свет в доме. Архитектор тогда заметил: “Этот снимок переживет и меня, и мой дом. Точно выстроенный кадр долговечней бетона и стали”.

Фото 1977 года. Здание Национального конгресса, построенное в городе Бразилиа по проекту Оскара Нимейера.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Нойтра был прав. Многие из домов того периода до наших дней не сохранились. Но на фотографиях Шульмана они живут.

На фотографиях 1959 года — Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Интерьер музея, снятый снизу вверх.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

То же самое пространство (Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке), но в более привычном ракурсе.

Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)

Текст: Юрген Кальва

Фото: Richard Powers; J. Paul Getty trust. Used with permission. Julius shulman photography archive, research library at the getty research institute (2004. r.10)