В 1935 году Фрэнк Ллойд Райт закончил строительство “Дома над водопадом” — не первого, но самого известного своего проекта в стиле органической архитектуры, направления, которое он сам же и придумал. Райт не просто вписал здание в окружающий ландшафт — природа в этом проекте зримо входит в дом: использованные при строительстве камни добыты на соседней каменоломне, камин сложен из местных валунов, а скала, на которой стоит здание, выступает над полом гостиной.
Идея Райта о единстве природы и архитектуры популярна до сих пор. Достаточно вспомнить недавний проект бюро Юргена Майера при участии Александра Эрмана — подмосковную виллу NN, которая растекается по участку многоуровневыми зелеными крышами, почти сливаясь с ландшафтом. Еще недавно это здание можно было бы привести как образец экологичной архитектуры. Однако с тех пор, как на повестке дня возникло понятие устойчивого развития, просто быть ближе к природе уже недостаточно. Появились новые критерии, по которым и подмосковная вилла, и “Дом над водопадом” далеко не безупречны. У них есть одна общая проблема — бетон.
Строительная отрасль и уже существующая на нашей планете застройка обеспечивают сорок процентов выбросов парниковых газов. Часть образуется в процессе эксплуатации — при отоплении, освещении и так далее. Поэтому так много разговоров об энергоэффективности. Высший пилотаж — переоборудовать в соответствии со стандартами энергосбережения уже существующий, построенный “в старые времена” дом, как это проделало бюро Snøhetta с особняком 1940-х годов. Здание, получившее название HouseZero, служит офисом и одновременно опытной площадкой для Гарвардского центра зеленых зданий и городов.
Здесь не используют электроосвещение в течение светового дня и почти не тратят энергию на обогрев и охлаждение, вентиляция — только естественная. Изнутри HouseZero буквально обвешан датчиками, которые ежеминутно снимают показания и адаптируют дом к текущим условиям, например, автоматически открывают окна для проветривания. Впрочем, нулевое энергопотребление, заложенное в названии этого проекта, — это программа-минимум.
В портфолио Snøhetta есть также первое в мире здание, которое вырабатывает вдвое больше энергии, чем потребляет: Powerhouse Brattørkaia (буквально: электростанция Братторкайя). Типологически это офисная “стекляшка” общей площадью 18 000 м², но значительная часть ее фасада облицована солнечными батареями, а форма продумана так, чтобы поймать как можно больше света: не самая простая задача, если учесть, что дело происходит в Тронхейме, на 63‑й параллели северной широты, где в день зимнего солнцестояния солнце поднимается над горизонтом всего на 4 часа 43 минуты. Тем не менее Братторкайя обеспечивает электричеством и себя, и соседние здания, а также питает городской электротранспорт.
Но эксплуатация — лишь часть проблемы. Есть еще вредные выбросы, которые образуются в процессе производства стройматериалов, их транспортировки и стройки. Самые ответственные игроки архитектурного рынка считают, что все это тоже непременно надо учитывать при оценке экологичности. Недавно консорциум компаний, включающий строителей, архитекторов, девелоперов и IT-бизнес, запустил открытую для всех интернет-площадку Building Transparency, где можно оценить углеродный след того или иного сооружения в зависимости от того, из чего оно построено.
В базе калькулятора 16 тысяч разных материалов, но уже понятно, что одним из самых зловредных для природы и климата является бетон, без которого вообще сложно представить себе современную архитектуру. И хотя совсем расстаться с ним в ближайшие годы мы не сможем хотя бы потому, что его производство — гигантская индустрия, в которой заняты сотни тысяч человек, многие архитекторы уже вовсю экспериментируют с альтернативными материалами.
В этом году в Мумбае открылось кафе Cardboard по проекту архбюро Nudes, интерьер которого полностью — от стен до мебели — скроен из картона, а в Англии построили дом Flat House из панелей на основе конопли и извести, которые предлагается использовать в качестве экологичной замены бетона. И все же это пока больше эксперименты и экзотика — на роль главного материала в устойчивой архитектуре ближайшего будущего просится старое доброе дерево (понятно, что, если вырубать леса бесконтрольно, планете от этого лучше не станет, но есть ведь и древесина из возобновляемых лесов).
В прошлом году в шведском Вестеросе появился жилой дом, построенный архбюро C.F. Møller Architects целиком из дерева. Точнее, из многослойных клееных деревянных панелей. Этот материал, появившийся в 1990-х годах, считается очень перспективным — он, в отличие от обычного массива, не горит в огне, более прочен и не “гуляет” под воздействием влажности и температур. Восьмиэтажная новостройка стала самым высоким деревянным зданием Швеции, но мировой рекорд в этой категории пока держит 18-этажная офисная башня Mjøstårnet, построенная в том же 2019-м в соседней Норвегии. Хотя и это далеко не предел возможностей, на подходе еще более масштабные проекты.
В британском Глостершире собираются построить полностью деревянный футбольный стадион по проекту Zaha Hadid Architects для команды Dale Vince, которую спонсирует компания по производству “зеленой” энергии Ecotricity. Студия Sidewalk из Канады потратила год на разработку технологии, позволяющей возвести из дерева 35-этажное здание, и намерена использовать ее для строительства целого квартала в Торонто. Так что деревянные здания, как и материал, из которого они построены, уверенно стремятся в небо, а их создатели в ближайшие годы станут постоянными поставщиками архитектурных новостей. Разумеется, с приставкой “эко”.
Фото: Ivar Kvaal; Synlig.no; gettyimages.com; Nikolaj Jakobsen; Илья Иванов; Michael Grimm/Harvard Center for Green Buildings and Cities; Render by negativ.com/архив пресс-службы Zaha Hadid Architects; Render-by-MIR/архив пресс-службы Zaha Hadid Architects; Oskar Proctor; архив пресс-службы