Укрепление и восстановление замка в Испании

Иногда лучшее, что можно сделать с руиной, — это оставить ее руиной, живописной, живой и настоящей. Но если совсем идти по пути невмешательства, то сильно обветшавшие древности рискуют со временем исчезнуть с лица земли, не говоря уж о том, что руинированные неукрепленные постройки не годятся для посещения туристами: бродить среди шатающихся каменных стен слишком опасно.

Поэтому лучший вариант — аккуратное укрепление, бережная интервенция в старые стены, но так чтобы было сразу понятно, что подлинное, а что позднее. Новые части не должны притворяться стариной — так рекомендует работать Венецианская хартия реставраторов, по этому же пути пошли архитекторы испанской студии Carquero Arquitectura, работая над средневековым замком Морелья в провинции Кастельон.

Чтобы подчеркнуть современные части, но при этом визуально не спорить с историческими фрагментами, архитекторы использовали бетон цвета песчаника, из которого построен замок, и конструкции из матовой нержавеющей стали. Кроме того, они выбрали нарочито современные ломаные формы, контрастирующие с историческими фрагментами.

Стена с бойницами 14-метровой высоты и 70-метровой длины была расчищена и укреплена, снаружи были установлены четыре контрфорса, укрепляющие фундамент. Внутренние стены были укреплены, поздние надстройки и пристройки времен карлитских войн — разобраны, в ходе чего было сделано немало интересных археологических находок. Чтобы избежать дальнейших разрушений, одной из основных причин которых является дождевая вода, подмывающая фундаменты, была создана система дренажа и сбора дождевой воды, устроена система труб и емкостей, которые направляют воду в уже существующий открытый бассейн.

Благодаря реконструкции был восстановлен доступ к башне Сан-Франcеск: для этого были реконструированы внутренние переходы, созданы пандусы, а сама башня получила перекрытие. Один из открытых фрагментов стены был закрыт современным простенком, который красиво обрамляет открывающиеся панорамы, но не позволяет упасть со стены.

Фото: Joan Roig