Усадебная Москва: Архангельское в деталях

Мы продолжаем рассказывать про самые красивые усадьбы, окружающие Москву. На очереди Архангельское – усадьба со сложной историей, но красивым финалом, сохранившимся до наших дней. Отправляйтесь на зимнюю освежающую прогулку прямо сейчас, вдохновившись нашим солнечным фоторепортажем, снятым на iPhone 11 Pro.
Усадебная Москва Архангельское в деталях

“Бывали ли вы в Архангельском? Ежели нет – поезжайте...!”

А.И. Герцен

История усадьбы и архитектурный ансамбль

На протяжении трех столетий Архангельское постоянно меняло свой облик и владельцев, и все это происходило до того, как усадьба стала выдающимся памятником архитектуры классицизма.

Неизвестный автор. Фотография из альбома с видами Архангельского. Вид на террасы и южный фасад дворца. 1896–1897. Из собрания Государственного музея-усадьбы “Архангельское”.

Все началось с небольшого каменного храма Михаила Архангела, который в середине XVII века возвели вместо деревянной церквушки на высоком берегу Москвы-реки во времена владения усадьбой князей Одоевских. Так небольшое село Уполозы получилось свое современное название – Архангельское. Тогда церковь была центром всей усадьбы, вокруг нее располагались жилые хоромы, баня, поварня, конюшенный двор и амбары. Одним словом, тогда Архангельское было обыкновенной подмосковной вотчиной.

Храм Архангела Михаила. Фото: Getty Images.

В 1730 году облик Архангельского начал меняться – в усадьбе поселился ее новый владелец князь Д.М. Голицын. По его указу были разрушены старые боярские хоромы, а на их месте был возведен большой деревянный дом в духе петровского времени. А рядом с домом тогда же был разбит регулярный парк, что делает Архангельское ближе к облику парадной усадьбы.

Но расцвет усадебной жизни наступил только к концу XVIII века, тогда внук князя Голицына Николай Алексеевич начинает в Архангельском строительство большого дворцово-паркового ансамбля. Проект ансамбля создал французский архитектор Жак-Жако Герн. Возможно, зодчий не приезжал в Москву, а проект осуществил безвестный архитектор, но доподлинно нам это неизвестно. Одно из главных инженерных новшеств, благодаря которому стало возможно создание парка и оранжерей, а также фонтанов – это две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды стали обеспечивать водой все парковые сооружения, а также главный дом и хозяйственные постройки.

Параллельно со строительством Большого дома шло также и благоустройство парка. К этому причастен итальянский архитектор Джакомо Тромбара. Он возвел напротив южного фасада дворца две террасы, украшенные клумбами и античными статуями, а чуть подальше, на краю обрыва над Москвой-рекой симметрично были построены две оранжереи. Недалеко от Большого дома, в западной части регулярного парка, был построен комплекс, получивший название “Каприз”. Он представляет собой миниатюрную “усадьбу в усадьбе”.

Дворец.

В 1810 году Архангельское переходит во владение князя Николая Борисовича Юсупова. Его главным желанием было устроить в усадьбе настоящий “Мусейон” с собственными произведениями живописи и скульптурой. Для этого, разумеется, князю нужно было преобразить главный дом. После завершения необходимой отделки, весной 1812 года, во дворец перевезли более 500 полотен крупнейших европейских мастеров XVII – начала XIX века. На территории усадьбы работали крепостные художники, краснодеревщики, архитекторы, позолотчики, мастера по керамике и стеклу.

20 июня 1954 г. Интерьер императорского зала в главном доме дворцово-паркового ансамбля "Архангельское" конца XVIII — начала XIX века. Фото: Сергей Иванов-Аллилуев/ТАСС

Чайный домик у малого дворца "Каприз".

Так в Архангельском сложилась неплохая художественная школа. Все строительные работы производились под руководством крепостного архитектора Василия Стрижакова. Юсупов привез его из собственного имения под Полтавой и отдал обучаться архитектуре немцу Кестнеру. В дальнейшем над зданием дворца также работали московские архитекторы, в том числе Осип Бове. На территории усадьбы работали крепостные художники, краснодеревщики, архитекторы, позолотчики, мастера по керамике и стеклу. К концу 1820-х дворец обрел законченный ампирный вид, вместе со своими коллонадами, угловыми флигелями и въездной аркой Парадного двора.

Театр Гонзаги

К пятилетию победы над Наполеоном Юсупов решил обустроить в усадьбе настоящий театр. Для этого он пригласил итальянского архитектора Пьетро Гонзагу. На основе архитектурного проекта был полностью перестроен манеж в западной части пейзажного парка. Театр возвели из дерева на каменном основании, а для установки театральных механизмов пригласили театрального машиниста Петра Иванова. Очень скромное здание внешне, на самом деле удивительно красиво внутри. "Театр, построенный по рисунку Гонзага"... – писал известный литератор пушкинского времени Н. Кукольник, – можно считать важнейшей достопримечательностью Архангельского села. Эта прелестная игрушка из 22-двухместнях лож с внутренним сообщением в двух ярусах и небольшого партера..." "Но самая величайшая драгоценность, – пишет в другом месте Н. Кукольник, – это двенадцать перемен декораций, писанных неподражаемой кистью Гонзага".

Фото: архив музея-усадьбы "Архангельское".

Колоннада

Отдельно стоит сказать о Колоннаде – храме-усыпальнице, построенном важным русским архитектором Романом Клейном. В числе его проектов здание универсального магазина “Мюр и Мерилиз” (ЦУМ), Музей изящных искусств (ГМИИ имени А.С. Пушкина) Средние торговые ряды на Красной площади, фабрика “Красная Роза” и другие важные постройки, определившие образ Москвы. Неоклассицистическая постройка стала жемчужиной восточной части усадьбы. Храм увенчан величественным куполом, а по обеим сторонам от него растянулись колоннады, по которым можно прогуливаться и осматривать парк. Основные этапы строительства были завершены уже через три года после закладки фундамента.

Здание никогда не использовалось по назначению. Внутри оно представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И.И. Нивинского. Сейчас в Театр Гонзаги можно попасть в составе экскурсионной группы по предварительной записи.

Интерьер храма-усыпальницы. Фото: ТАСС.

ТАСС

Парк

Разумеется, отдельного внимания заслуживает архитектурно-парковый ансамбль, который сравнивают с Версалем. Парк появился одновременно со строительством Большого дома и с приходом Н.Б. Юсупова все время совершенствовался. Его главная прелесть в том, что в нем намешано несколько эпох и стилей, и регулярный сад перемежается с пейзажным парком в английском стиле. И все это дополняют античные скульптуры, живописные аллеи и виды на Москву-реку.

Фото: Софья Карпенко