Амстердамский институт углубленных исследований — заведение, объединяющее ученых из разных областей в рамках междисциплинарных программ, — обзавелся новым домом. Точнее, двумя: офисы и аудитории разместились в двух стоящих рядом исторических зданиях, выходящих фасадами на канал Рокин. У этих домов длинная и драматичная история.
Они были построены знаменитым архитектором Филипсом Вингбунсом в 1642 году как здания-близнецы. Однако в 1882 году один из них потерял свой первоначальный фасад, да и внутри построек осталось мало исторических деталей.
Голландских архитекторов HOH Architecten попросили создать динамичную и функциональную среду для учебной деятельности, а также визуально и концептуально воссоединить разлученных “братьев”. Источником вдохновения для них стали история зданий, а также новаторская организация учебного процесса в институте.
Классические элементы архитекторы не побоялись объединить с современными приемами и технологичными решениями. “Архитектурная игра между физическим и визуальным, старым и новым, реальностью и восприятием должна напомнить посетителям и студентам о необходимости пересмотреть свой подход к взаимодействию, работе и совместной деятельности”, — говорят авторы.
Разнообразие и эклектика стали лейтмотивом проекта. Оценивая состояние каждого из отдельных помещений внутри зданий, архитекторы отыскивали способы подчеркнуть исторические элементы там, где они сохранились, и радикально преобразить пространства там, где от первоначальных интерьеров ничего не осталось. Так, лепнину и резные карнизы в лаундж-зоне на первом этаже они выделили сочным зеленым цветом, дополнив помещение массивным мраморным камином. Дробный ритм старых потолочных балок на втором этаже и стропил в мансарде продолжили с помощью реечных деревянных перегородок и лестничного пролета.
Залы, потерявшие характер из-за множества перепланировок, архитекторы оформили по-минималистски: сделали наливной серый пол, выкрасили стены и потолок в белый цвет, использовали лаконичные перфорированные перегородки. О заложенной в истории проекта двойственности напоминает половинчатая окраска дверей. Причудливая “коллекция комнат”, собранная архитекторами, подчеркивает индивидуальность каждого из “близнецов”, а новый функционал и интерес к историческим деталям логически связывают интерьеры.