Куратором выставки “Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России” выступил Борис Соколов, искусствовед и преподаватель РГГУ, который около двадцати лет прицельно занимается изучением традиций английского сада. Экспонаты для выставки, а их тут около трехсот, приехали из двадцати российских музеев. В основном это изображения садов, и если до сих пор вы мало интересовались ландшафтным искусством, суть происходящего может быть непонятна. Так что мы прогулялись по залам в компании самого Соколова и выбрали десять экспонатов, которые станут ключом к пониманию происходящего.
Выставку открывает объемная композиция, напоминающая театральные кулисы. Она сделана по мотивам альбомов с раскладывающимися листами, которые выпускались в конце XVIII – начале XIX века, и одновременно показывает, что слово “спектакль” в названии выставки возникло не случайно. Пейзажные сады действительно были организованы по тем же канонам, что и театральные подмостки. Ровная трава, пришедшая на смену клумбам, характерным для регулярных садов, создавала непрерывный “пол”, а одиночно стоящие деревья выполняли роль актеров. Посреди кулис расположены настольные позолоченные часы “Аллегория садоводства”, французская работа первой половины XIХ века из фондов “Царицыно”.
Пейзажные сады придумали в Англии, но в основе их лежит мечта о земном рае, олицетворением которой для людей той эпохи была античная Италия. Немалый вклад в облик пейзажных английских садов невольно внес Андреа Палладио. Мост, спроектированный им для Большого канала, который изображен на страницах книги “Четыре книги об архитектуре”, выпущенной типографией Д. де Франчески в 1870 году, так никогда и не был построен в Венеции. Зато аналогичные сооружения украсили собой три сада в Англии и Царское Село, где мост по чертежам Палладио возник по велению Екатерины Великой.
Пейзажный сад – это прежде всего натуральный сад. Его создатель не укрощает природу и не диктует ей свои условия, а пытается прочувствовать и передать ее характер. Галерея из десяти акварельных листов из альбома, созданного в 1786 году отцом и сыном Болотовыми, позволяет побывать внутри сада имения Бобринских в Богородицке Тульской губернии. Работы образуют пары: виды от скамейки и на скамейку, от пруда и на пруд и так далее.
Считается, что французский философ Жан-Жак Руссо провел свои последние дни в шато де Эрменонвиль. Хозяин поместья маркиз де Жирарден окружил замок садом, вдохновляясь идеями Руссо, а также написал об этом книгу, которая вышла на русском языке в 1804 году под названием “О составлении ландшафтов или о средствах украшать природу округ жилищ, соединяя приятное с полезным”. По легенде, в момент смерти Руссо просил открыть окно в парк. Именно этот момент и запечатлел безымянный крепостной художник, создавший эту статую философа из папье-маше.
Английские сады получили распространение по всей Европе. В Польше лучшим воплощением новой концепции стал парк Лозенки, который изображен на этой картине неизвестного художника. Считается, что парк Лозенки очень нравился Николаю I. Предположительно, он черпал там идеи для Петергофа.
В России ландшафтное искусство стало делом государственной важности. Перед вами рукописный перевод сочинения Томаса Вейтли “Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные опасениями”, сделанный рукой Екатерины Великой. Вышедшая в 1770 году работа была в те годы одним из самых авторитетных теоретических трудов по садоводству. Правда, перевод так и не был закончен: императрица передала эту работу другому человеку, а тот с задачей не справился.
Выполненные акварелью планы Царского Села с высоты птичьего полета из библиотеки Павловского дворца сегодня воспринимаются как абстрактная живопись. В действительности же они точно передают особенности царскосельского ландшафта. На них можно рассмотреть и регулярные, французского типа аллеи, которые нравились императору Павлу, и пейзажную часть парка, и “Храм дружбы”, и начатки городка Павловска.
Изображения садов были настолько востребованы, что с живописных полотен делали многочисленные гравюры. Одной из таких картин стала работа Василия Причетникова “Усадьба князя А. К. Куракина Надеждино. Вид павильона “Вместилище чувствий вечных”, написанная им в 1795–1796 годах. На выставке можно поэтапно увидеть процесс ее тиражирования.
Еще одним монархом, пытавшимся привить в России иностранный опыт благоустройства, стал император Александр I. Свидетельством тому – книга “Практический очерк о научном подходе к ремонту и сохранению общественных дорог” Джона Макадама, выпущенная в Лондоне в 1819 году. Макадам прославился как человек, придумавший революционную по тем временам технологию устройства дорог с покрытием из щебенки. В России немедленно захотели перенять этот опыт, но не сложилось. Увидев книгу, Александр I решил посчитать, во сколько обойдется сделанная по всем правилам верста дорог в России. Сумма получилась астрономической.
Традиция оставлять заметки на полях обеспечила выставке еще один интересный экспонат – пятитомник “Теория садового искусства”, принадлежавший Николаю Львову. Автор этого сочинения К. К. Л. Хиршфельд подошел к делу с немецкой дотошностью, местами переходящей в страшное занудство. В книге среди ста тридцати прочих пометок, сделанных Львовым, есть не вполне вежливый комментарий относительно одного особенно затянутого описания. А также набросок придуманного им храма Солнца с описанием, которое заканчивается трогательным пассажем: “Но где время? Где случай?”