Зачем нужны павильоны галереи Серпентайн в Лондоне

Завтра в Кенсингтонском саду состоится официальное открытие павильона галереи Серпентайн по проекту африканского архитектора из Буркина-Фасо Фрэнсиса Кере. Он стал семнадцатым по счету, сменив на этой позиции Бьярке Ингельса. Мы рассказываем, почему архитектурные павильоны Серпентайн – это важно.
Кто создавал павильоны галереи Серпентайн в Лондоне и как они используются

Завтра в Кенсингтонском саду состоится официальное открытие павильона галереи Серпентайн по проекту африканского архитектора из Буркина-Фасо Фрэнсиса Кере. Он стал семнадцатым по счету, сменив на этой позиции Бьярке Ингельса. Мы рассказываем, почему архитектурные павильоны Серпентайн – это важно.

Где

Галерея Серпентайн – это домик посреди Кенсингтонских садов в Гайд-парке, который является бывшим чайным павильоном, построенным в 1934 году.

Галерея Серпентайн в Кенсингтонских садах.

Галерея Серпентайн в Кенсингтонских садах.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

Галерея была учреждена в 1970 году и с тех пор является одним из главных оплотов современного искусства, в котором выставлялся Дэмьен Хёрст, Джефф Кунс, Ман Рэй. В 2013 году у галереи появилось дополнение на другой стороне озера Серпентайн – Serpentine Sackler Gallery, его спроектировала Заха Хадид.

Павильон Захи Хадид 2000.

Павильон Захи Хадид, 2000.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow
Зачем

Такая малая архитектурная форма оказалась отличным поводом пригласить всемирно известного архитектора, который построит за шесть месяцев абсолютно новый проект. Главное условие, поставленное галереей: павильон строит выдающийся архитектор, который еще ни разу не создавал постройки в Великобритании.

Павильон Жана Нувеля 2002.

Павильон Жана Нувеля, 2002.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

И разумеется, павильон должен привлекать внимание и стать полноценным общественным пространством на летний период. Для архитекторов это отличный способ пофантазировать и воплотить те идеи, которые они не могут позволить себе осуществить в больших серьезных проектах. После того как летний сезон заканчивается, павильоны выставляются на продажу и становятся желанными трофеями для коллекционеров искусства или больших компаний – тех, которые могут себе это позволить.

Павильон бюро Selgascano 2015.

Павильон бюро Selgascano, 2015.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow
Кто

Первый павильон у Serpentine Gallery появился в 2000 году с легкой руки Захи Хадид. Под его крышей отмечали 30-летие галереи и проводили благотворительный ужин с участием Стинга, Стива Мартина и герцога Йоркского. Тогда Заха Хадид была только многообещающим архитектором с парой построенных проектов и невероятным потенциалом, который все видели в ее рисунках и макетах.

Павильон Оскара Нимейера 2003.

Павильон Оскара Нимейера, 2003.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

Павильон должен был существовать всего неделю, но один из кураторов галереи Серпентайн Крис Смит настоял на том, чтобы временная структура простояла в парке три месяца. Так началась история павильонов Серпентайн.

Павильон Даниеля Либескинда 2001.

Павильон Даниеля Либескинда, 2001.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

После Захи Хадид павильоны в Лондоне построили практически все выдающиеся архитекторы современности: Даниэль Либескинд (2001), Тойо Ито (2002), Оскар Нимейер (2003), MVRDV (2004), Алвару Сиза (2005), Рем Колхас (2006), Кьетиль Торсен (Snøhetta; 2007), Фрэнк Гери (2008), Sanaa (2009), Жан Нувель (2010), Петер Цумтор (2011), Herzog & de Meuron (2012), Со Фудзимото (2013), Смильян Радич (2014), Хосе Сельгас и Лусия Кано (2015), Бьярке Ингельс (2016), Фрэнсис Кере (2017).

Как

Каждый павильон – отражение стиля архитектора, его небольшое высказывание. Поликарбонат, стекло, пластик, дерево – все материалы легкие и гибкие. Временная структура не обязана быть монументальной, ее главное предназначение – привлечь внимание.

Павильон Рема Колхаса 2006.

Павильон Рема Колхаса, 2006.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

Например, Со Фудзимото использовал в своем павильоне только белые стальные прутья, загадочно подсвеченные ночью. У Бьярке Ингельса это были полупрозрачные кубы поликарбоната и ничего больше. Рем Колхас в 2006 году “надул” огромный полупрозрачный шар над амфитеатром павильона, чей фасад очень напоминал фасад московского музея “Гараж”, построенный архитектором намного позже.

Павильон Бьярке Ингельса 2016.

Павильон Бьярке Ингельса, 2016.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow
Почему павильоны – это важно

Павильон галереи Серпентайн стал полноценной частью летнего сезона в Лондоне. Это и отдельный архитектурный экспонат, и общественное пространство, в котором проходят лекции, концерты и праздничные мероприятия. К тому же это отличный повод создать талантливую коллаборацию.

Павильон Herzog amp de Meuron и Ай Вэйвэя 2012.

Павильон Herzog & de Meuron и Ай Вэйвэя, 2012.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

В 2012 году павильон строили Herzog & de Meuron вместе с художником Ай Вэйвэем, а в 2007 году Кьетиль Торсен из Snøhetta объединился с датско-исландским художником Олафуром Элиассоном. Кстати, оба эти павильона получились чуть ли не самыми эффектными за всю историю – возможно, дело действительно в успешном дуэте.

Павильон Кьетиля Торсена и Олафура Элиассона 2007.

Павильон Кьетиля Торсена и Олафура Элиассона, 2007.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

Последние несколько лет выбор автора павильона определяет архитектурные тренды. В прошлом году это была восходящая звезда архитектуры Бьярке Ингельс, своими проектами меняющий взгляд на современное жилье, а в этом – выходец из Буркина-Фасо архитектор Фрэнсис Кере, первый африканец, приглашенный к созданию павильона Серпентайн.

Павильона Фрэнка Гери 2008.

Павильона Фрэнка Гери, 2008.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow
Что в этом году

Архитектор Фрэнсис Кере не стал “кричать” своим проектом, он просто привез в Лондон то, что видел в своей родной деревне Гандо. “Я вдохновился огромным деревом в Гандо. Сообщество всегда собирается под его сенью. И я хотел создать подобное место здесь, которое побуждало бы людей встречаться и чувствовать себя комфортно”, – сказал 52-летний архитектор, руководящий своим бюро в Берлине с 2005 года.

Павильон Фрэнсиса Кере 2017.

Павильон Фрэнсиса Кере, 2017.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

Его павильон действительно напоминает собой дерево – синий “ствол”, украшенный треугольным узором, и полупрозрачная деревянная крыша диаметром 25 метров, будто сделанная из соломы. В стенах есть просветы, как и в центре крыши, – так дневной свет попадает внутрь павильона и подсвечивает его изнутри.

Павильон Фрэнсиса Кере 2017.

Павильон Фрэнсиса Кере, 2017.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

Синий цвет узорчатых стен – это тоже символ. Кере рассказал, что в его родной деревне мужчины обязательно надевают синий на первое свидание, и он как архитектор хотел “надеть все самое лучшее” для этой встречи с Лондоном. Думаем, что Дэвид Аджайе, посоветовавший директору галереи Хансу-Ульриху Обристу пригласить Кере, сделал удачный выбор.

Павильон Фрэнсиса Кере 2017.

Павильон Фрэнсиса Кере, 2017.

John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow

Текст: Софья Карпенко

Фото: John Offenbach; Iwan Baan; Hufton & Crow