Обитатели старого дачного поселка в Подмосковье были уверены, что по соседству с их домами строится пансионат, а у фирмы – производителя окон проект проходил по документам как гостиница. “Здесь действительно можно неплохо отдохнуть и оздоровиться”, – улыбается Наталья Сохацкая, арт-директор архитектурного бюро AS+architects.
Причина заблуждений аборигенов и подрядчиков – размеры постройки, вытянувшейся вдоль северной границы участка и состоящей из нескольких корпусов. “Заказчик очень хотел бассейн, причем непременно спортивный, двадцатипятиметровый”, – рассказывает Александр Сохацкий. Еще его пожелания включали танцкласс, кабинет, несколько детских и гостевых, а на прилегающей территории требовалось разместить корт (по ходу дела он “мутировал” в волейбольную площадку). В общем, список немаленький, особенно если учесть, что размер участка всего сорок две сотки.
Заказчик предоставил архитекторам самим решать, в какую оболочку должны быть упакованы необходимые функции. “Это был чистой воды эксперимент”, – говорит Александр. Экспериментировать, правда, надо было так, чтобы не шокировать старожилов поселка с давно сложившимся архитектурным обликом.
Идея с высоким, издалека заметным зданием, таким образом, отпадала, а низкий дом требовалось привязывать к параметрам участка – неправильного по форме и к тому же с двух сторон соседствующего с дорогой.
Ограничения дали интересный результат. Построенный Сохацкими дом укладывается в один из главных архитектурных трендов, когда внешние обстоятельства порождают затейливое формотворчество.
“Конечно, шумные дороги и кривые участки существовали всегда, но раньше у архитекторов не было технических возможностей, которые есть у нас”, – объясняет Александр. Главным инженерным достижением проекта и его зрительным центром стал бассейн – стеклянный павильон с зигзагообразным фасадом, напоминающий айсберг. “Эта форма – компромисс”, – говорят авторы.
Сделать здание бассейна аккуратным кирпичиком им не позволили ни конфигурация участка, ни здравый смысл – такая махина зрительно подмяла бы под себя всё вокруг Главный фасад жилых комнат тоже сплошь стеклянный – в отличие от обращенного к дороге, где окон почти нет.
Здесь обстоятельства работали на авторов проекта – дорога находится на севере, а стеклянные стены удачным образом выходят на юг. Окажись проезжая часть с солнечной стороны, архитекторы наверняка решили бы и эту проблему, но дом получился бы уже совсем другим.
Постройка как бы обнимает внутренний двор. Даже с поправкой на необычную архитектуру вся эта композиция похожа на средневековую площадь, вокруг которой теснятся здания.
Бетонная “скоба”, в которую заключена спальня хозяев, на одном конце дома и крытая парковка на другом обшиты оцинкованной медью – они как бы сбивают отдельные корпуса в единое целое. “Недавно мы были в Дюссельдорфе. В комплексе на берегу Рейна, который там построил Фрэнк Гери, один из корпусов тоже обшит металлом, но у нас качество отделки гораздо лучше”, – уверяет Наталья.
Когда работа над главным домом подходила к концу, заказчики попросили добавить к нему флигель для прислуги. Новое здание естественно встроилось в существующий ансамбль. Это и понятно: дом, который вырос из множества обстоятельств, – это уже не мертвая архитектура, а живой организм, который растет и развивается самым естественным образом.
План:
Текст: Анастасия Ромашкевич
Фото: Алексей Народицкий