“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма: 5 коллекционеров, о которых стоит знать

В год своего пятилетия Музей русского импрессионизма представил выставку “Охотники за искусством”, которая посвящена советским коллекционерам и их находкам. О том, кто тайно собирал шедевры в сталинках и хрущевках, рассказываем в этом материале.
“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

С 21 апреля по 29 августа в экспозиции будет представлено более 70 работ русского и советского модернизма художников первой трети XX века — от Коровина до Пиросмани. Предлагаем познакомиться с пятью коллекционерами, которые тайно и под угрозой конфискаций собирали шедевры и собрания которых вы увидите на выставке.

Арам Абрамян

Четверть века Абрамян являлся главным урологом при Кремле. Блестящий хирург, проницательный и властный директор клиники МОНИКИ, потрясающий учитель, воспитавший не одно поколение медиков, — таким запомнило его большинство современников. Однако совсем иным знал Абрамяна круг московских коллекционеров. Не скрывая страсти к живописи, Арам демонстрировал в своей квартире “единомышленникам” новые приобретения. Он любил яркие и насыщенные красками полотна, избегал супрематистов и отдавал предпочтение праздничным Кустодиеву или Сомову, а также символистам.

“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

Выйдя на пенсию и пользуясь старыми связями, Арам вывез на родину в Армению 350 картин и на основе своей коллекции создал Музей русского искусства в Ереване.

Константин Коровин. Портрет Н. Н. Вышеславцевой. 1912. Собрание А. Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании.

Константин Коровин. Портрет Н. Н. Вышеславцевой. 1912. Собрание А. Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании.

Абрам Чудновский

Один из отцов-основателей агрофизики в Советском Союзе Чудновский также по праву является важным коллекционером XX века. Все полученные от научных работ гонорары Абрам Филиппович тратил на приобретение живописи: ходили слухи, что его собрание уступает только Русскому музею и Эрмитажу.

“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

Он начал коллекционировать произведения живописи только после смерти Сталина в 1953 году, как и многие “соратники”, — до этого иметь собственное собрание полотен было слишком рискованно. В скором времени квартира Абрама в ленинградском Доме специалистов была увешана полотнами авангардистов и символистов так, что на обоях не оставалось свободного места.

“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать
“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать
Александр Богомазов. Пейзаж с деревьямя. 1910е. Собрание А. Ф. Чудновского.

Александр Богомазов. Пейзаж с деревьямя. 1910-е. Собрание А. Ф. Чудновского.

Илья Палеев

Илья Исакович — автор множества исследований и открытий в области теплофизики, профессор Политехнического института в Ленинграде, доктор технических наук. Никто не мог даже подумать, что такой человек ставил искусство выше науки. У Палеева были собственные, известные только ему принципы коллекционирования: ученый жил среди своего собрания. Именно поэтому он избегал кубизма и абстракций, предпочитая более спокойный стиль. Илья Исакович не участвовал в вечной погоне за шедеврами, его нельзя было встретить в комиссионках — картины Палеев приобретал у самих художников, наследников живописцев и у проверенных арт-дилеров.

“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

Семья разделяла трепетную любовь ученого к искусству и сохранила коллекцию Ильи Исаковича после его смерти. Его собрание было законсервировано в неизменном виде и сегодня является единственным уцелевшим примером ленинградской “профессорской” коллекции 1950–1970-х годов.

Зинаида Серебрякова. Крестьянка. Портрет няни. Начало 1910х. Собрание И. И. Палеева. Ныне в собрании семьи Палеевых.

Зинаида Серебрякова. Крестьянка. Портрет няни. Начало 1910-х. Собрание И. И. Палеева. Ныне в собрании семьи Палеевых.

Иосиф Эзрах

Посещение крохотной двухкомнатной коммуналки механика Иосифа Эзраха во время занятий по декоративно-прикладному искусству не оставляло равнодушными студентов Ленинградского университета. Его квартира была обставлена фарфором, серебром, табакерками, резной костью, а на стенах висели многочисленные полотна. В памяти современников Эзрах так и остался пенсионером, который жил своей коллекцией и великолепно разбирался в декоративно-прикладном искусстве.

“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

В его собрании были картины Серебряковой, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина. Еще при жизни Иосиф безвозмездно передал большую часть работ музею “Петергоф”, поэтому сегодня их можно увидеть в Музее коллекционеров. А часть коллекции находится в KGallery и представлена на выставке.

Роберт Фальк. Фуар. Фотография. Ночной Париж. Собрание Эзраха ныне KGallery.

Роберт Фальк. Фуар. Фотография. Ночной Париж. Собрание Эзраха, ныне KGallery.

Игорь Санович

Каждый человек, посетивший хотя бы один раз квартиру Игоря Григорьевича, был уверен: ни у кого больше не получится так идеально совмещать несовмещаемое. В двухкомнатной хрущевке картины Фалька соседствовали с портретом персидской танцовщицы XVIII века, сиенская Мадонна — с новгородской, а статуэтки из древнекитайских гробниц — с яйцом Фаберже. Рисунки знаменитых художников висели даже в туалете. Самым удивительным было то, что такое разнообразие искусства создавало ощущение совершенства, а не хаоса.

“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

Выпускник Московского института востоковедения Игорь Санович отличался не только академическими знаниями, но и безупречным вкусом и удивительным чутьем: на барахолках и в комиссионных магазинах Санович без труда мог из тысячи вещей разглядеть самое ценное и любопытное. Рассматривая однажды богатство своего собрания, Игорь Григорьевич сказал фразу, которая сидела в голове, пожалуй, у всех коллекционеров XX века: “Вот так я создал себе мир, который меня ограждает от окружающего, которое мне очень мало нравится”.

“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

Фото: архив пресс-службы