“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма: 5 коллекционеров, о которых стоит знать

В год своего пятилетия Музей русского импрессионизма представил выставку “Охотники за искусством”, которая посвящена советским коллекционерам и их находкам. О том, кто тайно собирал шедевры в сталинках и хрущевках, рассказываем в этом материале.
“Охотники за искусством” в Музее русского импрессионизма 5 коллекционеров о которых стоит знать

С 21 апреля по 29 августа в экспозиции будет представлено более 70 работ русского и советского модернизма художников первой трети XX века — от Коровина до Пиросмани. Предлагаем познакомиться с пятью коллекционерами, которые тайно и под угрозой конфискаций собирали шедевры и собрания которых вы увидите на выставке.

Арам Абрамян

Четверть века Абрамян являлся главным урологом при Кремле. Блестящий хирург, проницательный и властный директор клиники МОНИКИ, потрясающий учитель, воспитавший не одно поколение медиков, — таким запомнило его большинство современников. Однако совсем иным знал Абрамяна круг московских коллекционеров. Не скрывая страсти к живописи, Арам демонстрировал в своей квартире “единомышленникам” новые приобретения. Он любил яркие и насыщенные красками полотна, избегал супрематистов и отдавал предпочтение праздничным Кустодиеву или Сомову, а также символистам.

Выйдя на пенсию и пользуясь старыми связями, Арам вывез на родину в Армению 350 картин и на основе своей коллекции создал Музей русского искусства в Ереване.

Константин Коровин. Портрет Н. Н. Вышеславцевой. 1912. Собрание А. Я. Абрамяна. Ныне в частном собрании.

Абрам Чудновский

Один из отцов-основателей агрофизики в Советском Союзе Чудновский также по праву является важным коллекционером XX века. Все полученные от научных работ гонорары Абрам Филиппович тратил на приобретение живописи: ходили слухи, что его собрание уступает только Русскому музею и Эрмитажу.

Он начал коллекционировать произведения живописи только после смерти Сталина в 1953 году, как и многие “соратники”, — до этого иметь собственное собрание полотен было слишком рискованно. В скором времени квартира Абрама в ленинградском Доме специалистов была увешана полотнами авангардистов и символистов так, что на обоях не оставалось свободного места.

Александр Богомазов. Пейзаж с деревьямя. 1910-е. Собрание А. Ф. Чудновского.

Илья Палеев

Илья Исакович — автор множества исследований и открытий в области теплофизики, профессор Политехнического института в Ленинграде, доктор технических наук. Никто не мог даже подумать, что такой человек ставил искусство выше науки. У Палеева были собственные, известные только ему принципы коллекционирования: ученый жил среди своего собрания. Именно поэтому он избегал кубизма и абстракций, предпочитая более спокойный стиль. Илья Исакович не участвовал в вечной погоне за шедеврами, его нельзя было встретить в комиссионках — картины Палеев приобретал у самих художников, наследников живописцев и у проверенных арт-дилеров.

Семья разделяла трепетную любовь ученого к искусству и сохранила коллекцию Ильи Исаковича после его смерти. Его собрание было законсервировано в неизменном виде и сегодня является единственным уцелевшим примером ленинградской “профессорской” коллекции 1950–1970-х годов.

Зинаида Серебрякова. Крестьянка. Портрет няни. Начало 1910-х. Собрание И. И. Палеева. Ныне в собрании семьи Палеевых.

Иосиф Эзрах

Посещение крохотной двухкомнатной коммуналки механика Иосифа Эзраха во время занятий по декоративно-прикладному искусству не оставляло равнодушными студентов Ленинградского университета. Его квартира была обставлена фарфором, серебром, табакерками, резной костью, а на стенах висели многочисленные полотна. В памяти современников Эзрах так и остался пенсионером, который жил своей коллекцией и великолепно разбирался в декоративно-прикладном искусстве.

В его собрании были картины Серебряковой, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина. Еще при жизни Иосиф безвозмездно передал большую часть работ музею “Петергоф”, поэтому сегодня их можно увидеть в Музее коллекционеров. А часть коллекции находится в KGallery и представлена на выставке.

Роберт Фальк. Фуар. Фотография. Ночной Париж. Собрание Эзраха, ныне KGallery.

Игорь Санович

Каждый человек, посетивший хотя бы один раз квартиру Игоря Григорьевича, был уверен: ни у кого больше не получится так идеально совмещать несовмещаемое. В двухкомнатной хрущевке картины Фалька соседствовали с портретом персидской танцовщицы XVIII века, сиенская Мадонна — с новгородской, а статуэтки из древнекитайских гробниц — с яйцом Фаберже. Рисунки знаменитых художников висели даже в туалете. Самым удивительным было то, что такое разнообразие искусства создавало ощущение совершенства, а не хаоса.

Выпускник Московского института востоковедения Игорь Санович отличался не только академическими знаниями, но и безупречным вкусом и удивительным чутьем: на барахолках и в комиссионных магазинах Санович без труда мог из тысячи вещей разглядеть самое ценное и любопытное. Рассматривая однажды богатство своего собрания, Игорь Григорьевич сказал фразу, которая сидела в голове, пожалуй, у всех коллекционеров XX века: “Вот так я создал себе мир, который меня ограждает от окружающего, которое мне очень мало нравится”.

Фото: архив пресс-службы