Архитектура

Новости музея “Гараж”: павильон “Шестигранник” в Парке Горького восстановит японское бюро SANAA

Сегодня музей “Гараж” объявил о своих планах на ближайшие пять лет, и главная новость — открытие нового здания, реконструированного по проекту бюро SANAA павильона “Шестигранник”. Рассказываем все, что известно об архитектурном проекте на данный момент, и показываем первые рендеры. 
created by dji camera
created by dji camera

В 2021 году музею “Гараж” исполнилось 13 лет. Его история началась в архитектурном памятнике — Бахметьевском гараже по проекту Константина Мельникова. С тех пор “Гараж” не останавливается в исследовании возможностей архитектуры в городской среде. После этого появился временный павильон Шигеру Бана, выросший в Парке Горького в 2021 году. “Гараж” пригласил Бана как мастера “временной архитектуры”, чтобы построить пространство для выставочных экспозиций на время реконструкции основного здания в бывшем ресторане “Времена года”. Шигеру Бан создал павильон из картонных конструкций, идеально вписав его в окружающую среду.

Бахметьевский гараж Константина Мельникова. 

Mihail Harlamov

Временный павильон по проекту Шигеру Бана. 

Временный павильон по проекту Шигеру Бана. 

Основное здание “Гаража” расположилось в бывшем ресторане “Времена года”, а архитектурный проект был поручен Рему Колхасу и его архитектурному бюро ОМА. Колхас бережно отнесся к архитектурному наследию и сохранил в здании советскую мозаику, плитку и кирпич, а существующую бетонную конструкцию “обернул” в полупрозрачную оболочку из поликарбоната, буквально растворяющую постройку в окружающем ее парке.

Кафе “Времена года” в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Вид со стороны главной аллеи. 1968. Архитекторы — Игорь Виноградский, Игорь Пяткин; инженеры-конструкторы — А. Беляев, В. Щеглова; инженеры-технологи — В. Хренов, Т. Петрова (архитектурная мастерская № 1 Института по проектированию объектов культуры и здравоохранения “Моспроект-4”). Фото: Архив Игоря Виноградского, Москва

MOSCOW, RUSSIA - JUNE 10: A general view of the Garage Museum of Contemporary Art New Building by OMA on June 10, 2015 in Moscow, Russia. (Photo by Victor Boyko/Getty Images)Victor Boyko

“Музей “Гараж” никогда не существовал в новых или специально построенных пространствах. Бахметьевский гараж, бывший ресторан “Времена года”, павильон Шигеру Бана, возведенный из временных материалов и вдохновленный временной архитектурой Парка Горького, — все это примеры того, как музей последовательно не только сохраняет, но и насыщает современной энергией и новыми смыслами фрагменты фактически утраченной городской инфраструктуры. Все здания, начиная с мельниковского гаража, подразумевают серьезную работу по осмыслению стратегий презервации, и, приглашая мировые архитектурные бюро, мы уверены в их чуткости по отношению к старым зданиям и локальному контексту”, — комментирует связь музея с архитектурой директор “Гаража” Антон Белов.

Следующим этапом в расширении музейных границ стал руинированный павильон “Машины и орудия”, или “Шестигранник”, десятилетиями находившийся в запустении. Проект реконструкции здания достался притцкеровским лауреатам 2010 года японскому бюро SANAA.

created by dji camera

“SANAA вместе с “Гаражом” перезапускают и возвращают в Москву не просто физическое пространство бывшего павильона “Машины и орудия” (позже — “Шестигранник”), но и фактически перепридумывают то, чем может быть современный музей сегодня. Стремление к органике присутствия, приверженность принципам ответственного потребления, создание доступной среды во многом продиктовали выбор архитекторов”, — рассказывает Антон Белов. 

О павильоне “Шестигранник”

Павильон “Шестигранник”, а точнее то, что от него осталось, вы могли видеть по левую руку при входе в Парк Горького с боковой стороны. Это здание было построено по проекту советского архитектора Ивана Жолтовского при участии архитекторов В. Д. Кокорина и М. П. Парусникова к 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке и является единственным сохранившимся до наших дней объектом с этой выставки.

Архитектурная идея Жолтовского здесь каким-то образом перекликается с принципами Шигеру Бана: советский архитектор также относился к этому павильону как к объекту “временной” архитектуры, так как построен он был под конкретное событие. Поэтому Жолтовский допускал здесь и использование новых материалов, а также открытость конструкций. Тем не менее это единственный павильон, построенный из железобетона, что сыграло ключевую роль в сохранении здания, — остальные постройки были выполнены из дерева и не сохранились.

В плане павильон выглядит как большая шестеренка, состоящая из шести корпусов, объединенных одним внутренним двором. Каждый корпус имел двусветную центральную часть и более низкие одноэтажные боковые крылья, которые, объединяясь друг с другом, составляли галерею, огибающую весь павильон.

Иван Жолтовский. Проект павильона “Машины и орудия”. План. 1923. Архив Музея современного искусства “Гараж”, коллекция А. В. Щусева.

Главный архитектор ВСХВ Алексей Щусев так писал о работе Жолтовского в статье “Строительство выставки”: “Одной из тяжелых задач постройки был обширный (3500 кубических саженей) железобетонный павильон “Машиностроение” (проект Жолтовского, производство работ — Н. В. Андреев). Стоящий на болоте с низким уровнем почвенных вод, он был сооружен в полуторамесячный срок. Интересным по архитектуре, величественным по пропорциям вышел двор с прекрасной росписью Нивинского и Экстер”.

Иван Жолтовский, Михаил Парусников. Рабочий проект павильона “Машины и орудия”. Фрагмент фасада с показом деревянной обшивки. Вариант. 1923. Архив Музея современного искусства “Гараж”, коллекция А. В. Щусева.

В 1928 году было принято решение на месте сельскохозяйственной выставки создать Парк культуры и отдыха, а павильон превратить в главную столовую. С этого момента внешний вид комплекса зданий начал меняться: три из шести корпусов были отделены от двора легкими стенами, и в двух из них были обустроены кухни.

Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильон “Машиностроение”. Москва. 1923. Фото: РИА Новости 

РИА Новости

Сначала столовая, как и парк, функционировала только в летнее время, но в 1930-е годы, когда на территории парка открылись зимние аттракционы, здание вновь перестроили, добавив к нему кирпичные стены и утеплив для всесезонной работы. В 1935 году павильон получил название “Шестигранник”, которое укрепилось за ним до нашего времени. 

Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. Павильон “Машиностроение”. Москва. 1923. Фото: РИА Новости

РИА Новости

Знатоки советского кино могут помнить танцплощадку “Шестигранника” по одному из эпизодов фильма “Я шагаю по Москве”. Эта танцплощадка появилась в павильоне уже в 1950-е годы и стала популярным местом среди московской молодежи. В 1970–1980-х павильон сильно пострадал от пожаров, а вскоре был и вовсе заброшен. В таком руинированном состоянии он перешел во владение музея “Гараж”.

Отсюда начинается новая история павильона, реконструкцией которого занимается японское бюро SANAA, основанное притцкеровскими лауреатами Кадзуё Сэдзимой и Рюэ Нисидзавой. В портфолио бюро огромное количество общественных пространств, в том числе New Museum в Нью-Йорке, галерея Louvre Lense, образовательный центр Rolex, летний павильон Serpentine и другие проекты, объединенные общими архитектурными принципами японских архитекторов, которые они перенесли и в свой новый проект — павильон “Шестигранник”. 

“Предложение взяться за этот проект сразу показалось нам очень интересным, так как павильон Жолтовского уникален для Москвы. Мы были впечатлены состоянием здания, его открытостью окружающей среде. И больше всего здесь нас вдохновляет работа над сохранением монументальной геометрии здания, его масштабов и пропорций и переосмысление их в современном ключе”, — комментируют этот проект для AD архитекторы бюро SANAA. 

В первую очередь архитекторы позаботились о сохранении архитектурного кода здания и первоначальной задумки его автора Ивана Жолтовского. SANAA сохранят пропорции корпусов, вновь откроют пространства внутреннему двору и впустят дневной свет в интерьеры. Общий двор, который образуют собой корпуса, обретет свою прежнюю функцию общественного пространства под открытым небом. Каждый корпус “Шестигранника” украсят неоклассические шестиколонные портики из первоначального проекта Жолтовского, а все поздние детали декора будут устранены.

Главные элементы почерка SANAA — прозрачность и легкость конструкций, благодаря которым все их проекты буквально растворяются в окружающей среде. Так же, по словам архитекторов, будет и здесь: “Прозрачность дизайна позволит различным видам культурных активностей во внутреннем дворе и павильонах выходить за пределы здания, приглашая посетителей парка принять участие в деятельности музея”. 

На вопрос о том, что в этом проекте SANAA нравится больше всего, они отвечают: “Использование алюминия — наш любимый аспект этого проекта. Алюминий за счет своих визуальных качеств позволяет поддерживать тонкий баланс в здании, которое должно быть одновременно классическим как дань уважения архитектурному наследию и современным. Кроме того, этот материал мягко отражает окружающую среду, что позволит павильону буквально слиться с парком”. 

После восстановления памятник архитектуры обретет новые функции. В “Шестиграннике” разместятся три выставочных пространства, одно из них — на новом подземном уровне, а также библиотеку, книжный магазин и кафе. Общая функциональная площадь составит 9500 м2.

Вместе пространства павильонов “Времена года” и “Шестигранник” создадут новые возможности для экспозиции разных художественных практик, междисциплинарных проектов и перформансов, а AD продолжит следить за развитием событий.