В 2021 году музею “Гараж” исполнилось 13 лет. Его история началась в архитектурном памятнике — Бахметьевском гараже по проекту Константина Мельникова. С тех пор “Гараж” не останавливается в исследовании возможностей архитектуры в городской среде. После этого появился временный павильон Шигеру Бана, выросший в Парке Горького в 2021 году. “Гараж” пригласил Бана как мастера “временной архитектуры”, чтобы построить пространство для выставочных экспозиций на время реконструкции основного здания в бывшем ресторане “Времена года”. Шигеру Бан создал павильон из картонных конструкций, идеально вписав его в окружающую среду.
Основное здание “Гаража” расположилось в бывшем ресторане “Времена года”, а архитектурный проект был поручен Рему Колхасу и его архитектурному бюро ОМА. Колхас бережно отнесся к архитектурному наследию и сохранил в здании советскую мозаику, плитку и кирпич, а существующую бетонную конструкцию “обернул” в полупрозрачную оболочку из поликарбоната, буквально растворяющую постройку в окружающем ее парке.
“Музей “Гараж” никогда не существовал в новых или специально построенных пространствах. Бахметьевский гараж, бывший ресторан “Времена года”, павильон Шигеру Бана, возведенный из временных материалов и вдохновленный временной архитектурой Парка Горького, — все это примеры того, как музей последовательно не только сохраняет, но и насыщает современной энергией и новыми смыслами фрагменты фактически утраченной городской инфраструктуры. Все здания, начиная с мельниковского гаража, подразумевают серьезную работу по осмыслению стратегий презервации, и, приглашая мировые архитектурные бюро, мы уверены в их чуткости по отношению к старым зданиям и локальному контексту”, — комментирует связь музея с архитектурой директор “Гаража” Антон Белов.
Следующим этапом в расширении музейных границ стал руинированный павильон “Машины и орудия”, или “Шестигранник”, десятилетиями находившийся в запустении. Проект реконструкции здания достался притцкеровским лауреатам 2010 года японскому бюро SANAA.
“SANAA вместе с “Гаражом” перезапускают и возвращают в Москву не просто физическое пространство бывшего павильона “Машины и орудия” (позже — “Шестигранник”), но и фактически перепридумывают то, чем может быть современный музей сегодня. Стремление к органике присутствия, приверженность принципам ответственного потребления, создание доступной среды во многом продиктовали выбор архитекторов”, — рассказывает Антон Белов.
О павильоне “Шестигранник”
Павильон “Шестигранник”, а точнее то, что от него осталось, вы могли видеть по левую руку при входе в Парк Горького с боковой стороны. Это здание было построено по проекту советского архитектора Ивана Жолтовского при участии архитекторов В. Д. Кокорина и М. П. Парусникова к 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке и является единственным сохранившимся до наших дней объектом с этой выставки.
Архитектурная идея Жолтовского здесь каким-то образом перекликается с принципами Шигеру Бана: советский архитектор также относился к этому павильону как к объекту “временной” архитектуры, так как построен он был под конкретное событие. Поэтому Жолтовский допускал здесь и использование новых материалов, а также открытость конструкций. Тем не менее это единственный павильон, построенный из железобетона, что сыграло ключевую роль в сохранении здания, — остальные постройки были выполнены из дерева и не сохранились.
В плане павильон выглядит как большая шестеренка, состоящая из шести корпусов, объединенных одним внутренним двором. Каждый корпус имел двусветную центральную часть и более низкие одноэтажные боковые крылья, которые, объединяясь друг с другом, составляли галерею, огибающую весь павильон.
Главный архитектор ВСХВ Алексей Щусев так писал о работе Жолтовского в статье “Строительство выставки”: “Одной из тяжелых задач постройки был обширный (3500 кубических саженей) железобетонный павильон “Машиностроение” (проект Жолтовского, производство работ — Н. В. Андреев). Стоящий на болоте с низким уровнем почвенных вод, он был сооружен в полуторамесячный срок. Интересным по архитектуре, величественным по пропорциям вышел двор с прекрасной росписью Нивинского и Экстер”.
В 1928 году было принято решение на месте сельскохозяйственной выставки создать Парк культуры и отдыха, а павильон превратить в главную столовую. С этого момента внешний вид комплекса зданий начал меняться: три из шести корпусов были отделены от двора легкими стенами, и в двух из них были обустроены кухни.
Сначала столовая, как и парк, функционировала только в летнее время, но в 1930-е годы, когда на территории парка открылись зимние аттракционы, здание вновь перестроили, добавив к нему кирпичные стены и утеплив для всесезонной работы. В 1935 году павильон получил название “Шестигранник”, которое укрепилось за ним до нашего времени.
Знатоки советского кино могут помнить танцплощадку “Шестигранника” по одному из эпизодов фильма “Я шагаю по Москве”. Эта танцплощадка появилась в павильоне уже в 1950-е годы и стала популярным местом среди московской молодежи. В 1970–1980-х павильон сильно пострадал от пожаров, а вскоре был и вовсе заброшен. В таком руинированном состоянии он перешел во владение музея “Гараж”.
Отсюда начинается новая история павильона, реконструкцией которого занимается японское бюро SANAA, основанное притцкеровскими лауреатами Кадзуё Сэдзимой и Рюэ Нисидзавой. В портфолио бюро огромное количество общественных пространств, в том числе New Museum в Нью-Йорке, галерея Louvre Lense, образовательный центр Rolex, летний павильон Serpentine и другие проекты, объединенные общими архитектурными принципами японских архитекторов, которые они перенесли и в свой новый проект — павильон “Шестигранник”.
“Предложение взяться за этот проект сразу показалось нам очень интересным, так как павильон Жолтовского уникален для Москвы. Мы были впечатлены состоянием здания, его открытостью окружающей среде. И больше всего здесь нас вдохновляет работа над сохранением монументальной геометрии здания, его масштабов и пропорций и переосмысление их в современном ключе”, — комментируют этот проект для AD архитекторы бюро SANAA.
В первую очередь архитекторы позаботились о сохранении архитектурного кода здания и первоначальной задумки его автора Ивана Жолтовского. SANAA сохранят пропорции корпусов, вновь откроют пространства внутреннему двору и впустят дневной свет в интерьеры. Общий двор, который образуют собой корпуса, обретет свою прежнюю функцию общественного пространства под открытым небом. Каждый корпус “Шестигранника” украсят неоклассические шестиколонные портики из первоначального проекта Жолтовского, а все поздние детали декора будут устранены.
Главные элементы почерка SANAA — прозрачность и легкость конструкций, благодаря которым все их проекты буквально растворяются в окружающей среде. Так же, по словам архитекторов, будет и здесь: “Прозрачность дизайна позволит различным видам культурных активностей во внутреннем дворе и павильонах выходить за пределы здания, приглашая посетителей парка принять участие в деятельности музея”.
На вопрос о том, что в этом проекте SANAA нравится больше всего, они отвечают: “Использование алюминия — наш любимый аспект этого проекта. Алюминий за счет своих визуальных качеств позволяет поддерживать тонкий баланс в здании, которое должно быть одновременно классическим как дань уважения архитектурному наследию и современным. Кроме того, этот материал мягко отражает окружающую среду, что позволит павильону буквально слиться с парком”.
После восстановления памятник архитектуры обретет новые функции. В “Шестиграннике” разместятся три выставочных пространства, одно из них — на новом подземном уровне, а также библиотеку, книжный магазин и кафе. Общая функциональная площадь составит 9500 м2.
Вместе пространства павильонов “Времена года” и “Шестигранник” создадут новые возможности для экспозиции разных художественных практик, междисциплинарных проектов и перформансов, а AD продолжит следить за развитием событий.