Архитекторы

Осип Бове: биография и главные проекты архитектора

Осип Бове – один из тех архитекторов, что сформировали облик Москвы, которую мы привыкли видеть. В числе его проектов главные достопримечательности города: Театральная площадь, Александровский сад с гротом, Триумфальные ворота и другие. Вспоминаем историю жизни и основные работы архитектора.
Приблизительно 1850й год. Большой театр на Театральной площади в Москве.
Приблизительно 1850-й год. Большой театр на Театральной площади в Москве.Фото: Getty Images

4 ноября родился Осип Бове, который известен тем, что восстанавливал облик Москвы после войны с Наполеоном и пожара 1812 года. Именно он застроил многие улицы, возвел знаковые сооружения, а также засыпал Алевизов ров вокруг Кремля. Но начнем с истоков.

Биография

Осип Бове не приглашенный архитектор из Италии, а уроженец Петербурга. Его отец Винченцо Джованни Бова (Бове) переехал сюда в 1782 году для работы в Эрмитаже. Осип был первенцем в семье художников и изначально получил имя Джузеппе, которое позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича.

Почти сразу после рождения Бове переехали в Москву, поэтому детство и отрочество Осипа прошли здесь, в городе, который вскоре сильно изменится под его влиянием. Образование он получил в архитектурном училище, а затем работал архитектором при кремлевской экспедиции под руководством Матвея Казакова и Карла Росси. По их проектам Бове занимался благоустройством Москвы, но недолго — началась война с Наполеоном, и молодой архитектор ушел воевать в ополчение.

Разрушенные Никольская башня и Арсенал в Кремле после войны 1812 год.
Разрушенные Никольская башня и Арсенал в Кремле после войны 1812 год.Фото: Getty Images

В 1813 году Осип вернулся на службу, но город после пожара был в руинах. Для его восстановления Александр I учредил Комиссию о строении Москвы. Во главе был поставлен Федор Ростопчин, за архитектурное отделение отвечал Осип Бове, за инженерное — Егор Челиев. Осип также руководил восстановлением центрального участка и работал над Тверской, Арбатской, Пресненской, Новинской и Городской частями.

На этом посту Бове удалось изменить облик древней столицы с новым для Москвы размахом. Он реконструировал Красную площадь, сохранив исторический ансамбль, но тем не менее засыпав Алевизов ров. С помощью него все равно уже невозможно было оборонять кремль, поэтому на его месте высадили деревья.

Неглинка 1790е годы.

Неглинка, 1790-е годы.

Осип Бове также соединил Красную площадь с Китай-городом, перестроил Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, на месте которых сейчас стоит ГУМ, разбил Кремлевский (Александровский) сад, создал Театральную площадь, Триумфальные ворота и многое другое.

Театральная площадь

1818—1824

До XIX века это была местность на низком берегу реки Неглинной, застроенная частными дворами и банями. Здесь располагались дворы князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, князя Туркестанова. Но все эти здания сгорели в пожаре. Поэтому на освободившемся месте решено было организовать площадь.

Центральное место занимало огромное здание Петровского театра, фасадом обращенное к Китайгородской стене, по обеим сторонам его располагались четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Все фасады были спроектированы Бове. Правда, сегодня только одно здание сохранило первоначальные элементы – это Малый театр.

План Театральной площади 1846 год.

План Театральной площади, 1846 год.

Большой театр

1821—1824

На месте Большого театра раньше стоял Петровский театр, получивший название по улице Петровка. Сооружение принадлежало предпринимателю Майклу Меддоксу и было построено под его руководством архитектором Христианом Розбергом в 1776—1789 годах. Театр Меддокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело.  А после войны Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Победителем был признан проект профессора Императорской Академии художеств Михайлова, но впоследствии он оказался слишком дорогим и чрезмерно крупным, поэтому переработку проекта поручили Бове. Он полностью сохранил основы композиции, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внес существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

Приблизительно 1850й год. Большой театр на Театральной площади в Москве.
Приблизительно 1850-й год. Большой театр на Театральной площади в Москве.Фото: Getty Images
Александровский сад

1820—1822

До XVIII века на месте Александровского сада протекала река Неглинная. Со временем она стала загрязняться, а побережье обваливалось и зарастало. Поэтому после окончания Отечественной войны император Александр I решил убрать реку под землю, заключив ее в трубу длиной три километра. На освободившемся месте решено было разбить сад, проект которого и разработал Осип Бове. Он имел мемориальное значение — создавался в честь победы в Отечественной войне, но также предназначался и для гуляний.

Московский манеж и Александровский сад 1825 год. Найден в коллекции Государственного музея А. С. Пушкина Москва.nbsp
Московский манеж и Александровский сад, 1825 год. Найден в коллекции Государственного музея А. С. Пушкина, Москва. Фото: Getty Images

Сады строились с 1819 по 1823 год и изначально назывались Кремлёвскими. В 1820—1821 годах Бове спроектировал часть сада от Воскресенских до Троицких ворот — Верхний сад, а его работу продолжили помощники Давыдов, Петров и другие. Местность здесь выровняли и покрыли дерном, посадили липы, берёзы, рябины и другие деревья и кустарники. На главный вход установили чугунные ворота с изображением символов победы в Отечественной войне, выполненные архитектором Евгением Паскалем.

Итальянский грот в Александровском саду

В 1820 году в центре Верхнего сада Бове возвел грот “Руины”, который также называют “Итальянским”. Он представляет собой полукруглую арку из чёрного гранита и красного кирпича, внутри которой установлены ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами. Грот построен из разрушенных французской армией московских домов и каменных ядер.

Грот в Александровском саду.
Грот в Александровском саду.Фото: Getty Images
Триумфальные ворота

1827—1834

Осип Бове построил ворота в 1834 году на площади Тверская Застава, они стали манифестом императора Николая I. В 1936 году из-за расширения транспортной магистрали их разобрали, копия ворот по проекту Либсона появилась только в 1968 году, но уже на Кутузовском проспекте.

Триумфальные ворота 1840е годы. Коллекция Государственного музея А. С. Пушкина Москва.
Триумфальные ворота, 1840-е годы. Коллекция Государственного музея А. С. Пушкина, Москва.Фото: Getty Images

В фундамент оригинальных ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года. Для возведения сооружения использовали камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово — им были облицованы стены арки. А колонны и скульптуры отлили из чугуна.