Архитекторы

Осип Бове: биография и главные проекты архитектора

Осип Бове – один из тех архитекторов, что сформировали облик Москвы, которую мы привыкли видеть. В числе его проектов главные достопримечательности города: Театральная площадь, Александровский сад с гротом, Триумфальные ворота и другие. Вспоминаем историю жизни и основные работы архитектора.
1850 .       .
Приблизительно 1850-й год. Большой театр на Театральной площади в Москве.Фото: Getty Images

4 ноября родился Осип Бове, который известен тем, что восстанавливал облик Москвы после войны с Наполеоном и пожара 1812 года. Именно он застроил многие улицы, возвел знаковые сооружения, а также засыпал Алевизов ров вокруг Кремля. Но начнем с истоков.

Биография

Осип Бове не приглашенный архитектор из Италии, а уроженец Петербурга. Его отец Винченцо Джованни Бова (Бове) переехал сюда в 1782 году для работы в Эрмитаже. Осип был первенцем в семье художников и изначально получил имя Джузеппе, которое позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича.

Почти сразу после рождения Бове переехали в Москву, поэтому детство и отрочество Осипа прошли здесь, в городе, который вскоре сильно изменится под его влиянием. Образование он получил в архитектурном училище, а затем работал архитектором при кремлевской экспедиции под руководством Матвея Казакова и Карла Росси. По их проектам Бове занимался благоустройством Москвы, но недолго — началась война с Наполеоном, и молодой архитектор ушел воевать в ополчение.

Разрушенные Никольская башня и Арсенал в Кремле после войны 1812 год.Фото: Getty Images

В 1813 году Осип вернулся на службу, но город после пожара был в руинах. Для его восстановления Александр I учредил Комиссию о строении Москвы. Во главе был поставлен Федор Ростопчин, за архитектурное отделение отвечал Осип Бове, за инженерное — Егор Челиев. Осип также руководил восстановлением центрального участка и работал над Тверской, Арбатской, Пресненской, Новинской и Городской частями.

На этом посту Бове удалось изменить облик древней столицы с новым для Москвы размахом. Он реконструировал Красную площадь, сохранив исторический ансамбль, но тем не менее засыпав Алевизов ров. С помощью него все равно уже невозможно было оборонять кремль, поэтому на его месте высадили деревья.

Неглинка, 1790-е годы.

Осип Бове также соединил Красную площадь с Китай-городом, перестроил Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, на месте которых сейчас стоит ГУМ, разбил Кремлевский (Александровский) сад, создал Театральную площадь, Триумфальные ворота и многое другое.

Театральная площадь

1818—1824

До XIX века это была местность на низком берегу реки Неглинной, застроенная частными дворами и банями. Здесь располагались дворы князей Лобановых-Ростовских, Черкасских, князя Туркестанова. Но все эти здания сгорели в пожаре. Поэтому на освободившемся месте решено было организовать площадь.

Центральное место занимало огромное здание Петровского театра, фасадом обращенное к Китайгородской стене, по обеим сторонам его располагались четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Все фасады были спроектированы Бове. Правда, сегодня только одно здание сохранило первоначальные элементы – это Малый театр.

План Театральной площади, 1846 год.

Большой театр

1821—1824

На месте Большого театра раньше стоял Петровский театр, получивший название по улице Петровка. Сооружение принадлежало предпринимателю Майклу Меддоксу и было построено под его руководством архитектором Христианом Розбергом в 1776—1789 годах. Театр Меддокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года здание сгорело.  А после войны Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Победителем был признан проект профессора Императорской Академии художеств Михайлова, но впоследствии он оказался слишком дорогим и чрезмерно крупным, поэтому переработку проекта поручили Бове. Он полностью сохранил основы композиции, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров, а также внес существенные коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

Приблизительно 1850-й год. Большой театр на Театральной площади в Москве.Фото: Getty Images
Александровский сад

1820—1822

До XVIII века на месте Александровского сада протекала река Неглинная. Со временем она стала загрязняться, а побережье обваливалось и зарастало. Поэтому после окончания Отечественной войны император Александр I решил убрать реку под землю, заключив ее в трубу длиной три километра. На освободившемся месте решено было разбить сад, проект которого и разработал Осип Бове. Он имел мемориальное значение — создавался в честь победы в Отечественной войне, но также предназначался и для гуляний.

Московский манеж и Александровский сад, 1825 год. Найден в коллекции Государственного музея А. С. Пушкина, Москва. Фото: Getty Images

Сады строились с 1819 по 1823 год и изначально назывались Кремлёвскими. В 1820—1821 годах Бове спроектировал часть сада от Воскресенских до Троицких ворот — Верхний сад, а его работу продолжили помощники Давыдов, Петров и другие. Местность здесь выровняли и покрыли дерном, посадили липы, берёзы, рябины и другие деревья и кустарники. На главный вход установили чугунные ворота с изображением символов победы в Отечественной войне, выполненные архитектором Евгением Паскалем.

Итальянский грот в Александровском саду

В 1820 году в центре Верхнего сада Бове возвел грот “Руины”, который также называют “Итальянским”. Он представляет собой полукруглую арку из чёрного гранита и красного кирпича, внутри которой установлены ворота из мрамора с четырьмя массивными колоннами. Грот построен из разрушенных французской армией московских домов и каменных ядер.

Грот в Александровском саду.Фото: Getty Images
Триумфальные ворота

1827—1834

Осип Бове построил ворота в 1834 году на площади Тверская Застава, они стали манифестом императора Николая I. В 1936 году из-за расширения транспортной магистрали их разобрали, копия ворот по проекту Либсона появилась только в 1968 году, но уже на Кутузовском проспекте.

Триумфальные ворота, 1840-е годы. Коллекция Государственного музея А. С. Пушкина, Москва.Фото: Getty Images

В фундамент оригинальных ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года. Для возведения сооружения использовали камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово — им были облицованы стены арки. А колонны и скульптуры отлили из чугуна.