Кафе-трапезная Antipa в Москве, 48 м²

Архитекторы Михаил Князев и Анастасия Балакирева восстановили ветхую постройку на территории храма Священномученика Антипы Пергамского. Теперь в обновленном здании можно отведать пищу для желудка, ума и духа: небольшое светлое пространство объединяет в себе кафе, трапезную и лекторий.
Кафетрапезная Antipa в Москве 48 м²

История эклектичного храма в Колымажном переулке берет начало в XVI веке. С тех пор здание не раз подвергалось испытаниям и изменениям: его разбирали, достраивали, снова разбирали и закрывали. Лишь в 2015 году после масштабной десятилетней реставрации храму вернули его исторический облик и благостную атмосферу. Но на территории оставалась неприглядная одноэтажная постройка, которая раньше была хозяйственным складом. Превратить ее в современное городское пространство и при этом сохранить в гармонии с окружением взялись архитекторы Михаил Князев и Анастасия Балакирева.

Светлое пространство с белыми стенами и контрастными черными рамами окон дополнили деревянными столами, барной стойкой и подвесным шкафчиком с открытыми полками. Изготовили мебель мастера мебельного ателье ModernMemphis & Co по эскизам архитекторов. Завершают композицию стулья от мебельной компании Partisan.

Обновленная постройка должна была стать уместным продолжением архитектурного ансамбля храма, поэтому авторы проекта отнеслись с трепетом к историческому фасаду и учли изначальный шаг несущих конструкций. Оформление внутреннего пространства сделали соответствующим. “В своей практике мы не разделяем архитектуру и дизайн интерьера, ― рассказывает Анастасия. ― Наоборот, мы уверены, что эти понятия существуют в тесной связи друг с другом”. Так что однотонное минималистичное помещение перекликается со светлой отделкой снаружи и отсылает к белому фасаду срединной части храма с его графичными черными элементами. А золотистые подвесные и настенные светильники, в свою очередь, вторят куполам храма.

Для того чтобы добавить пространству графичности и подчеркнуть масштаб окон, рамы выбрали черного цвета.

Подвесные светильники цвета латуни от компании SLV стали эффектным украшением зала.

Но и о функциональности забывать было нельзя. Для бывшего ветхого сарайчика площадью всего 48 м² авторы прописали три новых сценария. Днем ― кафе, открытое для всех: прихожан храма, горожан и туристов. Вечером ― лекторий или литературный кружок. И конечно, оставаясь верным храму, помещение служит трапезной. “Именно образ трапезного стола, объединяющего разных людей, лег в основу интерьера”, ― говорят архитекторы.

Золотые элементы встречаются и в виде ограждений для полочек.

При таких разных назначениях пространства крайне важно было соблюсти баланс между православными традициями и современными тенденциями. И в этом архитекторам помог настоятель храма иерей Андрей Щенников. “На протяжении всего процесса работы, от зарождения концепции до реализации, он был рядом с нами, ― рассказывает Михаил. ― Так, мотивы для мозаик мы долго подбирали с отцом Андреем и художником-мозаичистом Дионисием Иванниковым”.

На фото: чтец Леонид Валдаев.

В итоге остановились на раскладке с византийским орнаментом, который как будто затянут дымкой истории. Такое панно украсило барную стойку, а небольшие мозаичные вкрапления разбавили деревянную поверхность столов. Когда в помещении наступает единение, то есть столики сдвигаются и объединяют каждого пришедшего, эти мозаичные фрагменты складываются в полную сакральную фразу.

Мозаика на барной стойке выполнена художниками Московского мозаичного цеха.

На фото (слева направо): священник Сергий Шумских, настоятель храма иерей Андрей Щенников, диакон Иаков Белый-Кругляков.

“Для нас как для архитекторов ценно то, что объект получил вторую жизнь”, ― признаются авторы проекта. И в этом здании она теперь кипит и благоухает вместе с ароматной выпечкой и горячими напитками. Но в первую очередь посетить кафе-трапезную Antipa стоит, конечно же, не ради них.

Фото: Даниил Анненков