История эклектичного храма в Колымажном переулке берет начало в XVI веке. С тех пор здание не раз подвергалось испытаниям и изменениям: его разбирали, достраивали, снова разбирали и закрывали. Лишь в 2015 году после масштабной десятилетней реставрации храму вернули его исторический облик и благостную атмосферу. Но на территории оставалась неприглядная одноэтажная постройка, которая раньше была хозяйственным складом. Превратить ее в современное городское пространство и при этом сохранить в гармонии с окружением взялись архитекторы Михаил Князев и Анастасия Балакирева.
Обновленная постройка должна была стать уместным продолжением архитектурного ансамбля храма, поэтому авторы проекта отнеслись с трепетом к историческому фасаду и учли изначальный шаг несущих конструкций. Оформление внутреннего пространства сделали соответствующим. “В своей практике мы не разделяем архитектуру и дизайн интерьера, ― рассказывает Анастасия. ― Наоборот, мы уверены, что эти понятия существуют в тесной связи друг с другом”. Так что однотонное минималистичное помещение перекликается со светлой отделкой снаружи и отсылает к белому фасаду срединной части храма с его графичными черными элементами. А золотистые подвесные и настенные светильники, в свою очередь, вторят куполам храма.
Но и о функциональности забывать было нельзя. Для бывшего ветхого сарайчика площадью всего 48 м² авторы прописали три новых сценария. Днем ― кафе, открытое для всех: прихожан храма, горожан и туристов. Вечером ― лекторий или литературный кружок. И конечно, оставаясь верным храму, помещение служит трапезной. “Именно образ трапезного стола, объединяющего разных людей, лег в основу интерьера”, ― говорят архитекторы.
При таких разных назначениях пространства крайне важно было соблюсти баланс между православными традициями и современными тенденциями. И в этом архитекторам помог настоятель храма иерей Андрей Щенников. “На протяжении всего процесса работы, от зарождения концепции до реализации, он был рядом с нами, ― рассказывает Михаил. ― Так, мотивы для мозаик мы долго подбирали с отцом Андреем и художником-мозаичистом Дионисием Иванниковым”.
В итоге остановились на раскладке с византийским орнаментом, который как будто затянут дымкой истории. Такое панно украсило барную стойку, а небольшие мозаичные вкрапления разбавили деревянную поверхность столов. Когда в помещении наступает единение, то есть столики сдвигаются и объединяют каждого пришедшего, эти мозаичные фрагменты складываются в полную сакральную фразу.
“Для нас как для архитекторов ценно то, что объект получил вторую жизнь”, ― признаются авторы проекта. И в этом здании она теперь кипит и благоухает вместе с ароматной выпечкой и горячими напитками. Но в первую очередь посетить кафе-трапезную Antipa стоит, конечно же, не ради них.
Фото: Даниил Анненков