Cтаринной лиможской мануфактуре Bernardaud в этом году исполнилось сто пятьдесят лет. В наш век цифровых технологий на их производстве всё по-прежнему: фарфоровые изделия изготавливаются вручную. Только узоры меняются согласно времени и моде.
На сегодняшний день у компании две собственные площадки: старинная в Лиможе, открытая в 1863 году, и новая в Орадур-сюр-Глан, появившаяся в 1979-м. Им также принадлежит фабрика Ancienne Manufacture Royale, которую семейство Бернардо купило в 1986-м.
С 1774 года эта лиможская мануфактура находилась под покровительством графа д’Артуа, брата короля Людовика XVI, и до сих пор выпускает исключительно классические сервизы, повторяющие оригиналы XVIII и XIX веков.
Несмотря на солидный возраст, Bernardaud – современная компания. Она регулярно приглашает дизайнеров для разработки новых коллекций, в 2003 году здесь даже был основан фонд Bernardaud, перед которым стоит задача популяризировать фарфор, а также демонстрировать, что из этого материала можно делать не только традиционные сервизы для чинных застолий.
В рамках проекта начинающие дизайнеры придумывают изделия необычных форм и назначения. Их творения показывают на ежегодных выставках современной керамики, которые устраивает фонд.
Художники тоже не остаются в стороне. Первым, кто приложил руку к фарфору Bernardaud, был один из основоположников фовизма Кес ван Донген. В 1947 году Жак Бернардо обратился к нему с просьбой сделать две декоративные статуэтки для столового набора, которые впоследствии были выпущены в десяти экземплярах.
В разное время сервизы французской мануфактуры украшал декор по эскизам таких известных мастеров, как Жан Кокто, Марк Шагал, Эрве ван дер Стратен, Сезар и Оливье Ганьер.
А в этом году Bernardaud обратилась сразу к пятнадцати художникам и предложила каждому расписать по дюжине тарелок. Так компания отпраздновала свое 150-летие.
Кстати, за всё время существования мануфактуры юбилейные даты еще ни разу не отмечались специальными событиями или проектами. И – как показал удачный опыт этого года – очень зря.
Текст: Ольга Сорокина