Издательство Strelka Press выпустило в едином оформлении две книги Альдо Росси, написанные в разное время, и это верное решение, потому что "Архитектура города", переведенная на все европейские языки, ставшая учебником для студентов архитектурных вузов, похожа на средневековый трактат, и читать ее без соответствующей подготовки так же непросто, как, скажем "Улисса" Джеймса Джойса, а порой и просто невозможно прочесть без обширных комментариев, составленных самим автором. Комментарии к "Улиссу" – что-то вроде путеводителя по сложному роману и одновременно – по улицам города, по которому блуждает Леопольд Блум. Поэтому "Улисса" полезно перечитывать накануне поездки в Дублин; город воспринимается как уже знакомый.
В случае с книгами Альдо Росси в роли путеводителя выступает его "Научная автобиография". В предисловии дочь архитектора предупреждает читателя, что принцип "научности" с хорошей долей иронии ее отец мог распространить на что угодно, включая кулинарные опыты, и легко мог наделить этим определением хорошо приготовленный салат, потому что "научность" для него означала умение создать из отдельных фрагментов единое целое.
Именно так и построена "Научная автобиография". Она состоит из детских впечатлений, описаний проектов и размышлений о самых разных вещах, сыгравших в жизни автора важную роль. Автомобильная авария, в результате которой появился один из самых известных проектов молодого Альдо Росси, проект кладбища Сан-Катальдо в Модене, воспоминания об учебе в Миланском политехническом университете, где его уговаривали никогда не заниматься архитектурой, описание плавучего театра в Венеции, одной из самых любимых его работ, фильмы, книги, пьесы, жития святых – все это существует здесь на равных. "Потому что, говоря о школе, о кладбище, о театре, я на самом деле говорю о жизни, о смерти, о воображении", – пишет Альдо Росси. "Научная автобиография" – это биография творчества, она рассказывает, "из какого сора" растет великая архитектура.