aldo-rossi-arhitektura-goroda
Культура

Альдо Росси "Архитектура города"

Издательство Strelka Press выпустило две книги Альдо Росси, философа, художника, поэта, ставшего одним из самых влиятельных архитекторов XX века.

, обновлено 9 Октября 2018
AD Magazine

Издательство Strelka Press выпустило в едином оформлении две книги Альдо Росси, написанные в разное время, и это верное решение, потому что "Архитектура города", переведенная на все европейские языки, ставшая учебником для студентов архитектурных вузов, похожа на средневековый трактат, и читать ее без соответствующей подготовки так же непросто, как, скажем "Улисса" Джеймса Джойса, а порой и просто невозможно прочесть без обширных комментариев, составленных самим автором. Комментарии к "Улиссу" – что-то вроде путеводителя по сложному роману и одновременно – по улицам города, по которому блуждает Леопольд Блум. Поэтому "Улисса" полезно перечитывать накануне поездки в Дублин; город воспринимается как уже знакомый.

Альдо Росси "Архитектура города" - фото 1

Именно так и построена "Научная автобиография". Она состоит из детских впечатлений, описаний проектов и размышлений о самых разных вещах, сыгравших в жизни автора важную роль. Автомобильная авария, в результате которой появился один из самых известных проектов молодого Альдо Росси, проект кладбища Сан-Катальдо в Модене, воспоминания об учебе в Миланском политехническом университете, где его уговаривали никогда не заниматься архитектурой, описание плавучего театра в Венеции, одной из самых любимых его работ, фильмы, книги, пьесы, жития святых – все это существует здесь на равных. "Потому что, говоря о школе, о кладбище, о театре, я на самом деле говорю о жизни, о смерти, о воображении", – пишет Альдо Росси. "Научная автобиография" – это биография творчества, она рассказывает, "из какого сора" растет великая архитектура.

Альдо Росси "Архитектура города" - фото 2

Раздел, посвященный этой теме, занимает в книге не так уж много места, но для жителя российского мегаполиса он может оказаться важным. "Политика – это проблема выбора. Кто в конечном счете выбирает облик города? Сам город, но только через собственные политические институты. Можно было бы сказать, что этот выбор не имеет значения; но это было бы упрощением проблемы. Он имеет значение: Афины, Рим, Париж – это еще и форма их политики, знаки деятельности сознательной воли.

Альдо Росси "Архитектура города" - фото 3

Конечно, рассматривая город как изделие, подобно археологам, мы можем утверждать, что все накопленное является знаком прогресса, но надо помнить, что существуют разные оценки этого прогресса. И разные оценки политических решений. Но тогда политика, которая казалась далекой от темы города, выходит на первый план. Она проявляется в присущем ей виде и в структурном моменте.

Значит, городская архитектура - которая, как мы знаем, есть дело рук человеческих – как таковая является результатом желания, воли; например, итальянские площади эпохи Возрождения нельзя свести ни к их функции, ни к случаю. Они - средство формирования города, но, повторю, то, что кажется средством, нередко становится целью; эти площади и есть город. Итак, город сам является своей целью, и тут больше нечего объяснять, кроме того, что город присутствует в этих архитектурных произведениях. Но такой способ существования подразумевает желание, чтобы это было и продолжало быть именно так".

Альдо Росси "Архитектура города" - фото 4

Что может заставить человека, которые не собирается работать в области архитектуры, потратить время на чтение этой не самой простой для понимания книги? Наверное, то же, что заставляло Альдо Росси строить театры, музеи, кладбища и жилые кварталы. Интерес к жизни во всех ее проявлениях. И еще –стремление к счастью. Автор "Архитектуры города" считал, что между архитектурой и счастьем есть прямая связь.

Текст: Татьяна Филиппова

На фото: мартовский выпуск журнала, канцелярский набор "Русский авангард" по дизайну петербургской студии 52 Factory.

Читайте также