Фрэнк Ллойд Райт "Исчезающий город"

В карманной серии издательства Strelka Press вышла книга архитектора Фрэнка Ллойда Райта "Исчезающий город". Книга стала третьей в серии после издания произведений Адольфа Лооса "Почему мужчина должен быть хорошо одет" и Луиса Вирта "Урбанизм как образ жизни".
Книга архитектора Фрэнка Ллойда Райта «Исчезающий город» обзор

В карманной серии издательства Strelka Press вышла книга архитектора Фрэнка Ллойда Райта "Исчезающий город". Книга стала третьей в серии после издания произведений Адольфа Лооса "Почему мужчина должен быть хорошо одет" и Луиса Вирта "Урбанизм как образ жизни".

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Фрэнк Ллойд Райт, великий американский архитектор, автор десятков амбициозных проектов, включая знаменитый музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, создал свой концепт планирования города. Он назвал его Акрогород и описал основные принципы проектирования в книге "Исчезающий город", впервые изданной в 1932 году.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Первые главы книги посвящены осмыслению глобальной урбанизации и индустриализации. Райт сетует на "раздутые сверх меры" американские города, где теряется человеческая индивидуальность, а бал правит неестественная экономическая система, основанная на нетрудовых источниках дохода – разных формах ренты.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Где же тогда место подлинного профессионала-ремесленника в этой башне экономического Вавилона, который своим наивысшим достижением и идеалом мнит раздутые сверх меры сооружения и раздутые сверх меры предприятия в раздутых сверх меры городах.

В ответ на это Фрэнк Ллойд Райт разработал свою концепцию планирования и назвал ее Акрогород. Основная идея заключается в том, что это должен быть "город для индивидуальности", в котором на каждую семью выделяется земельный участок площадью минимум один акр (0,405 га). То, от чего страдаем мы – современные горожане, – началось еще в XX веке, и Райт описывает все "ужасы" жизни в городе-переростке очень язвительно, но безусловно справедливо.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Частые побеги на природу уже сейчас стали жизненно необходимы для всех обитателей города-переростка, который на условиях рабства не предлагает человеку ничего из того, что на свободных основаниях ему не могла бы предложить деревня.

Отчасти бунт Райта направлен против коммерциализации архитектуры и строительства типовых "тесных клетушек, порожденных конкуренцией за квартиросъемщика". В идеальном Акрогороде у каждой семьи будет обустроенная территория с собственным уникальным домом. Общественное пространство – фермы, фабрики, придорожные рынки, школы, места развлечения и отдыха – разделено на модули, расстояние до каждого из которых не превышает ста пятидесяти миль от дома.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Не может быть человеческой жизни без воздуха, солнечного света и земли.

В этом городском манифесте отразились основные принципы работы Фрэнка Ллойда Райта как архитектора. Он известен тем, что создавал "органическую архитектуру", максимально близкую к природе. Его "Дом над водопадом" буквально включает окружающую среду в жилое пространство. Таким было представление архитектора об идеальном жилище.

"Дом над водопадом" для семейства Кауфман, 1935 год. Нажмите на фото, чтобы посмотреть интерьеры этого дома. https://admagazine.ru/inter/52197\_dom-nad-vodopadom-frenka-lloyda-rayta.php

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Леса, водные протоки, горы, гряды холмов, великие равнины — все это святилища, красота которых подлежит защите. Архитектура и земельные наделы теперь понимаются как часть единого ландшафта.

В идеальном городе Райта человеку не нужно тратить несколько часов в день на поездки на работу, а в свой выходной нет необходимости ехать далеко за покупками. Свежую еду можно покупать на придорожных рынках, куда ее поставляют с близлежащих ферм. Школа, куда ходят его дети, утопает в зелени парков. Райт тщательно описывает каждый элемент Акрогорода, включая источники энергии, внешний вид домов для людей разных социальных слоев, офисные здания, отели, магазины, университеты, школы.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Инструкцию от великого архитектора стоит прочитать каждому, кто интересуется развитием городского пространства, архитектурой и просто своей средой обитания – нам есть чему поучиться.

Принципы архитектуры — это попросту принципы жизни. Как дом не может устоять на шатком фундаменте, так и жизнь, выстроенная на шаткой основе в необустроенной стране, не сулит постоянства.

Ниже мы вспоминаем, почему стоит почитать предыдущие книги из карманной серии Strelka Press.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

Луис Вирт "Урбанизм как образ жизни"

Луис Вирт, один из лидеров чикагской социологической школы, рассказал в нескольких журнальных статьях о том, что такое город. Вирт также одним из первых описал проблемы городской жизни и наметил стратегию их решения.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

"Урбанизация означает уже не просто процесс, в ходе которого люди стягиваются в место, называемое городом, и встраиваются в его систему жизни. Она указывает также на кумулятивное заострение характеристик, отличающих образ жизни, связанный с ростом городов, и, наконец, на те изменения в направлении так называемого городского образа жизни, которые проявляются у людей везде, где они попадают под влияние города — влияние, обусловленное могуществом его учреждений и личностей, действующих посредством коммуникаций и транспортного сообщения".

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

"Один из наиболее разительных контрастов между городским и сельским образом жизни, описанных в литературе, – это разница между обществами, в основе которых лежат родственные связи, и обществами, основанными по территориальному принципу".

Адольф Лоос "Почему мужчина должен быть хорошо одет"

Эссе Адольфа Лооса о моде XX века остроумны и актуальны даже спустя столетие. Он разбирает внешний вид англичан, немцев и американцев ехидно и прямолинейно. Без внимания не осталась и семейная жизнь, а также дамская мода.

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

"Один американский философ как-то заметил: молодой человек богат, если имеет разум в голове и хороший костюм в шкафу. Такой человек знает, что делает. Он разбирается в людях. Что толку быть семи пядей во лбу, если ты дурно одет? Никто не заметит твоего ума и таланта во лбу, если ты дурно одет? Никто не заметит твоего ума и таланта. Поэтому англичане и американцы требуют от каждого, чтобы он был одет хорошо.

"В следующем столетии будут носить шнурованную обувь, как в прошлом веке носили сапоги для верховой езды. Англичане сократили переходный период и уже сейчас носят обе формы. А мы тем временем изобрели ужасный гибрид: полусапожки-штиблеты".

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

"Вещь выходит из моды в тот момент, когда наше чувство подсказывает, что с этой вещью пора расстаться, иначе мы будем выглядеть смешно".

"Наши архитекторы, проектировщики мебели и декораторы считают главной своей задачей: перещеголять. Именно перещеголять. Сапожник, который делает хорошие туфли, никогда не сможет превзойти эти свои хорошие туфли. И если я берегу обувь его работы, потому что у меня много обуви, она всегда останется современной".

Софья Карпенко; архивы пресс-службы

"Мне вообще без надобности рисовать эскизы. Хорошую архитектуру, когда есть что строить, можно описать. Можно описать даже Парфенон".

"Дамская мода! Ты — омерзительная глава культурной истории! Ты повествуешь о тайных страстях человечества. Когда листаешь твои страницы, душа трепещет при виде ужасных заблуждений и неслыханных пороков".

Текст: Софья Карпенко

Фото: Софья Карпенко; архивы пресс-службы