Интервью с Айдан Салаховой: дебют в роли сценографа в экспериментальной опере-балете “Кармен”

Спектакль, который прошел в рамках фестиваля “Черешневый лес”, объединил оперу, драму, танец и современное искусство.
Интервью с Айдан Салаховой дебют в роли сценографа в экспериментальной оперебалете “Кармен”

“Я очень удивилась, когда Паша Каплевич пригласил меня делать декорации для “Кармен”, — говорит Айдан в ответ на мою просьбу рассказать о том, как для нее начался этот проект. — Я театр не люблю, не хожу в него и вообще его не знаю. Но поскольку мне обещали полную свободу…”

Павел Каплевич, художник и театральный продюсер, предложил Айдан Салаховой стать сценографом полижанрового спектакля, для которого новелла Мериме — только повод. Историю Кармен зрителям рассказывает постаревший Хозе: он вспоминает прожитую жизнь и мысленно возвращается в прошлое, вновь, как когда-то, переживает свою любовь, и ревность, и месть изменившей возлюбленной.

Молодого Хозе изображают танцовщик Эдуард Ахметшин и тенор, солист “Новой оперы” Хачатур Бадалян, старого — драматический артист Александр Балуев. Кармен появляется на сцене в двух ипостасях, балетной (Екатерина Шипулина в очередь с Ксенией Шевцовой) и оперной (Карина Хэрунц). Тореадор Эскамильо один, его партию ведет баритон Василий Ладюк. Режиссер спектакля — Максим Диденко, которого публика знает по ярким проектам на разных площадках, в том числе не очень подходящих для театрального действа. Концертный зал “Зарядье” — из их числа, сцена здесь круглая, поэтому построить обычные декорации невозможно. А для скульптуры она идеальна.

“Первое, что вы видите, войдя в зрительный зал, — коконы-оболочки, из которых выходят действующие лица, чтобы в нужный момент вновь в них спрятаться, — объясняет Айдан свой замысел. — Когда я делаю скульптуру, у меня всегда в нее заложена душа персонажа. А здесь в сочетании с перформансом получается, что душа выходит наружу. И вот это для меня очень интересно”.

От сценографа в спектакле многое зависит — он создает образ, сквозь который зритель будет смотреть на все происходящее на сцене. Здесь образ очень ясный: коконы имеют фаллическую форму, у некоторых из них решетчатая структура. Поскольку скульптуры мобильные, в какие-то моменты кокон поворачивается вместе со своим персонажем и превращается в клетку. Кармен смотрит на зрителя сквозь решетку, прежде чем выпорхнуть из своей оболочки.

Для Айдан работа над экспериментальной “Кармен” — еще одно высказывание про женскую свободу в патриархальном мире.

“Дело в женщине, — говорит она, — это женщина не берет свободу. Она настолько запуталась в том, что хотят от нее родители, социум и так далее, что уже не понимает, что она собой представляет”.

Биография самой Айдан Салаховой показывает, что для женщины, которая точно знает, в каком направлении хочет двигаться, нет невозможного. Айдан основала “Первую галерею” вместе с однокурсниками по Суриковскому институту Александром Якутом и Александром Миттой и галерею “Айдан”, сделавшую известными имена многих талантливых художников. Спустя 26 лет она оставила галерейную деятельность и теперь главным своим достижением считает то, что научилась работать с камнем. Большую часть года она живет в Карраре — высекает свою “Пьету” из того же мрамора, с которым работал Микеланджело, и всегда готова попробовать что-то новое. Но при условии полной свободы. Это главное.

Фото: Валерий Логачев