Культура

Куда сходить в октябре: 10 событий в Москве

1 Октября 2018 - 31 Октября 2018.
Москва

Собрали 10 самых интересных событий октября: графика Тьеполо, живопись Давида Бурлюка, первый российский проект Дамиана Ортеги и моноспектакль режиссера Роберта Уилсона.

Культура

“Люблю рассматривать, блуждая, души витрин,

Всегда нарядные представительно;

Я фантазер ведь, покаюсь, немного действительно.

И времени своему господин”.

Это Давид Бурлюк, “лучший художник среди поэтов и лучший поэт среди художников”, как он сам себя рекомендовал. Занимался вместе с Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и буквально заставил его писать стихи. “Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая”, — вспоминал Маяковский. Бурлюк потом ответил ему через океан: “Какие 50 копеек? Не меньше рубля. Ему и Хлебникову. Хлебникову еще теплые носки. Монетку, один рубль, я всегда засовывал им в пальто”. “Отец футуризма” пережил всех своих друзей, потому что вовремя уехал — сначала в Японию, оттуда в Америку. В 1955 и 1965 годах Бурлюк приезжал в СССР, но издать здесь свои стихи ему так и не удалось — их начали печатать только после перестройки.

cleared(data.content.description)

На выставке в ИРРИ можно будет увидеть его произведения разных лет — живопись, макеты книг, рисунки — и услышать голос художника, читающего свои стихи. Аудиозаписи были сделаны в его последний приезд в СССР, когда Бурлюку было уже за семьдесят.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

Выставка проходит в два этапа из-за особых условий экспонирования памятников: произведения, написанные тушью и красками на шелке и бумаге, по японским правилам можно выставлять не больше четырех недель, потому что они очень хрупкие.

cleared(data.content.description)

Обе части выставки равнозначны: в октябре в залах музея будут показаны работы ведущих художников разных школ эпохи Эдо, продолжавшейся с 1603 по 1868 год. Они чаруют публику не только удивительным мастерством, но и тем, что позволяют заглянуть, как в окошко, в повседневную жизнь Японии, веками находившуюся за железным занавесом, — в ее театры, чайные домики и веселые дома. Пушкинский музей продолжает и акцию, начатую месяц назад: посетители, пришедшие в кимоно, могут пройти на выставку без очереди.

cleared(data.content.description)

В программе фестиваля три проекта, выходящих за жанровые рамки. Это перформанс “Ангел смерти” Яна Фабра, который посвятил его американскому хореографу Уильяму Форсайту, а вдохновлялся идеями Энди Уорхола. Перформанс покажет 12 и 13 октября бельгийская театральная компания “Трубляйн / Ян Фабр”.

cleared(data.content.description)

Второе событие “Территории” — “Лекция о ничто” Роберта Уилсона. Американский режиссер лично представит на сцене программный текст Джона Кейджа — композитора, изменившего историю перформативного искусства. Услышать “Лекцию о ничто” в прочтении Роберта Уилсона можно будет 16 и 17 октября на сцене Театра наций.

cleared(data.content.description)

Третье — проект “Музей вымысла I. Империя” испанского художника Матиаса Умпьерреса. Вместе со своим наставником Робером Лепажем он создал видеоинсталляцию по мотивам шекспировского “Макбета”. Действие пьесы перенесено в современную Латинскую Америку, реплики Макбета и леди Макбет произносят Лепаж и звезда фильмов Педро Альмодовара Анхела Молина. Видеоинсталляция будет представлена с 14 по 24 октября в ММОМА.

Центр фотографии открывает для российской публики имя выдающегося американского архитектурного фотографа XX века Эзры Столлера. Получив начальное архитектурное образование и окончив факультет индустриального дизайна Нью-Йоркского университета, Столлер начал свою карьеру с фотографирования архитектурных макетов своих сокурсников. Довольно быстро поняв, что в фотографии он может добиться гораздо большего, чем в архитектуре, он сделал выбор в пользу двухмерного пространства и много лет работал с пионерами современной американской архитектуры и самыми известными представителями эпохи модернизма, такими как Фрэнк Ллойд Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ, Луис Кан, Ле Корбюзье, Пол Рудольф и Марсель Брейер.

cleared(data.content.description)

В рамках выставки в Центре фотографии пройдет цикл авторских лекций директора Музея архитектуры имени Щусева Елизаветы Лихачевой о важнейших тенденциях в архитектуре и дизайне XX века. Ближайшая лекция — 27 октября, в 16:00.

cleared(data.content.description)

Исаак Левитан, сын раввина, стал одним из самых известных русских художников — его “пейзажи настроения”, которые он начал писать еще в училище, обладают какой-то особой силой. Недаром на одной из ученических выставок его полотно заметил и купил сам Третьяков, поддерживавший художника много лет.

cleared(data.content.description)

Выставка в Еврейском музее предлагает оценить влияние пейзажей Левитана на отечественный кинематограф. Работы художника интегрированы в контекст картин Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Романа Балаяна, Андрея Звягинцева и других известных кинорежиссеров.

cleared(data.content.description)

Работать над объединением кинематографа и живописи в музейной экспозиции будет художник по свету Э. Дж. Вейсбард (A. J. Weissbard), подготовивший множество проектов для драматических, балетных, оперных выступлений и выставок на крупных международных площадках, от театра Ла Скала в Милане до Центра Линкольна в Нью-Йорке.

cleared(data.content.description)

Проект посвящен так называемой новой демонологии — художественному осмыслению искусственного интеллекта, мифов и призраков эпохи автономных машин. Открывают ли они новые, неизвестные способы существования? Могут ли нейросети думать и что вообще в таком случае означает слово “думать”? Большая часть работ, созданных для проекта художниками из России, Великобритании, Австрии и Австралии совместно с учеными из IPavlov, МФТИ и Курчатовского института, будет показана публике впервые.

cleared(data.content.description)

Центром выставки станет специально созданная трехчастная интерактивная инсталляция австрийского художника Томаса Фойерштайна “Чай для Кириллова”. В первой части автор предлагает зрителю встретиться с призраком инженера Кириллова, героя романа Достоевского “Бесы”, во второй — стать свидетелем внутренней жизни сети, в третьей — отправиться в будущее, где его встретят роботизированные старинные хирургические лампы Borgy & Bes, которые получили вторую жизнь и беседуют на языке XIX века, обсуждая последние новости из интернета.

cleared(data.content.description)

Инна Баженова, учредитель фонда IN ARTIBUS, говорит, что на идею этого проекта ее натолкнула выставка венецианской живописи XVIII века в ГМИИ имени Пушкина. “Приятнейшее совпадение: эскиз Тьеполо в моей коллекции оказался связан с темой заглавной работы этой выставки — картины Тьеполо “Время, открывающее Истину” из палаццо Кьерикати”, — рассказывает она.

cleared(data.content.description)
Работа художника Гвидо Рени.

Среди отобранных для новой выставки произведений — замечательные образцы творчества Франческо Пармиджанино, Доменико Тинторетто, Паоло Веронезе, Луки Камбьязо, Сальвадора Розы, братьев Карраччи, прославленных отца и сына Тьеполо, никогда прежде не выставлявшиеся в России.

cleared(data.content.description)
Работа художника Сальвадора Розы.

Поездке одного из величайших советских пианистов в Англию и за океан предшествовала многолетняя борьба, вернее, возня, как выразился в своей книге об отце Сергей Никитич Хрущев. Отец Рихтера был расстрелян в 1941-м, мать, оказавшаяся в войну в Одессе, занятой немцами, опасалась репрессий и ушла с ними. После войны она жила в Западной Германии, Святослав Рихтер с ней отношений не поддерживал, но на Запад его тем не менее не выпускали. Дошло до того, что он написал Хрущеву письмо с просьбой выпустить его хотя бы в соседнюю Финляндию, клятвенно обещая вернуться. И только после этой поездки состоялось его оглушительное выступление в нью-йоркском Карнеги-холле и далее гастроли по всему миру, встреча с матерью, награды, премии и многое другое.

cleared(data.content.description)

Реальную картину путешествий и событий открывает выставка в мемориальной квартире Святослава Рихтера на Большой Бронной, являющаяся частью Пушкинского музея. Зрители увидят письма Рихтера друзьям и уникальную кинохронику: Лондон 1960—1970-х, фрагменты фестиваля в Олдборо, где Рихтер музицирует совместно с композитором Бенджамином Бриттеном, с которым его связывали дружеские отношения.

cleared(data.content.description)

Марсель Бротарс родился в Брюсселе в 1924 году и до сорока лет был поэтом. Пятьдесят экземпляров последнего нераспроданного сборника стихов, залитые бетоном, стали его первым произведением в области визуальных искусств. К 1968 году Бротарс завоевал известность в мире искусства и назначил себя директором музея — точнее, “Музея современного искусства, отдела орлов”, проекта, задачу которого художник видел в том, чтобы “проверить, позволит ли воображаемый музей по-новому взглянуть на природу существования и механизмы функционирования художественных институций”. Бротарс снял себя с этой должности в 1972 году, когда “Музей современного искусства” получил широкое признание как институция, что противоречило замыслу художника.

cleared(data.content.description)

В экспозицию вошло около 80 его работ, созданных в переходной области между образом и текстом, в том числе такие знаковые вещи, как “Музей современного искусства, отдел орлов” и “Декор”.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)

“Гараж” целенаправленно меняет традиционное представление о музейной работе, и скульптурная инсталляция мексиканского художника Дамиана Ортеги — очередной шаг на этом пути. Публика, прогуливающаяся по Парку Горького, имеет возможность немного побродить и по рукотворному саду Ортеги: он превратил в трехмерные объекты из фанеры, бетона и металла логотипы различных коммерческих фирм. Расхаживая по саду, можно поразмышлять о том, что есть скульптура, какую роль она играет в публичном пространстве и какое сообщение несет.

cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
cleared(data.content.description)
Читайте также