moskovskoe-metro-podzemnyj-pamyatnik-arhitektury
Культура

Московское метро — подземный памятник архитектуры

Увесистый том "Московское метро — подземный памятник архитектуры" был выпущен к одноименной выставке в Музее архитектуры, которая проходила летом. Но это не каталог, а вполне самостоятельная книга, которая рассказывает о московском метро глубже, основательнее и красочнее, чем это получилось у самой выставки.

, обновлено 9 Октября 2018
AD Magazine
Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 1

Московское метро – тема очень благодарная. С самого начала оно строилось под лозунгом "лучшее метро в мире!" – с привлечением ведущих архитекторов, огромных бюджетов (у нас, оказывается, самое дорогое по затратам на строительство транспортное средство), а еще с немыслимым энтузиазмом трудящихся и под таким же немыслимым давлением власти. Получившиеся в итоге подземные "дворцы для народа" стали одним из самых ярких художественно-идеологических объектов, доставшихся нам в наследство от советского времени, живое воплощение целой эпохи со всеми её перекосами и прекрасными мечтами.

Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 2

Естественно, что метро уже не раз становилось темой для книг и путеводителей, но издание Музея архитектуры и ИД "Кучково поле” можно смело назвать главной на сегодня книгой об архитектуре метро. Это серьезное историческое исследование и уникальная подборка архитектурной графики: проектные предложения, оригинальные рисунки архитекторов, а также архивные снимки, в том числе и не сохранившихся павильонов.

Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 3

Книга состоит из нескольких блоков. Сперва рассказана предыстория московского метро, которое появилось существенно позже, чем метро Лондона, Парижа и Берлина и нарочито им себя противопоставило, истории строительства и реставрации станций. Вторая часть – это подробный обзор первых четырех очередей строительства (1935–1954 гг.) с рассказом о каждой станции, а главное – замечательным подбором оригинальной архитектурной графики, из которой можно составить представление о многообразии проектных предложений.

Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 4

Среди иллюстраций есть самые неожиданные: станция метро "Кропоткинская" (которая строилась как "Дворец Советов") сперва была заставлена горшками с живыми растениями, станцию "Охотный Ряд" чуть было не сделали украшенной рядами атлетов, а наземный павильон "Калужской" (сейчас "Октябрьская") до того, как его обстроили огромным зданием, был совсем небольшой и невероятно нарядный.

Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 5

После каталога станций идут воспоминания тех, кто принимал и принимает участие в работе над метрополитеном. И под конец съемка фотографа Алексея Народицкого – самые красивые старые станции метро, такие знакомые, но пустые и тихие. Фотографии вставлены отдельной ламинированной вклейкой, эффектные, детальные. Альбом вообще издан с большим вкусом: массивно, солидно, как и положено главной книге о метро.

Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 6

Из всех архитектурных памятников именно метро – оружие самого "массового поражения" – ежедневно им пользуется от 7 до 9 миллионов пассажиров, все мы так или иначе воспринимаем его "своим". Издание (как впрочем и выставка) задумывалось как один из шагов, направленных на включение главных сооружений московского метро в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 7

"Мы привыкли считать все станции сталинской подземки единым дворцовым ансамблем, будто заказанным сверху некой высшей силой, забывая о том, что даже в условиях неимоверно сжатых сроков в начале 1934 года строители метрополитена (в лице Моссовета) объявили конкурс на разработку архитектурных решений станций и их наземных вестибюлей, стремясь получить концептуально разные варианты оформления от маститых академиков и, пользуясь терминологией главного архитектора Метропроекта Кравца, "выявить молодых выразителей среди молодых архитекторов".

"В дневниковых записях врача скорой помощи А. Г. Дрейцера есть подробное описание военных будней московской подземки: "В 11 вечера вызов в метро «Сокол». Внизу в 4 ряда на полу лежат люди, больше женщины и дети. Лежат они в определенном порядке. Каждая семья имеет свой участок. Стелят газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые развлекаются по-разному. Пьют чай, даже с вареньем. Ходят друг к другу в гости. Тихо беседуют. Играют в домино. Несколько пар шахматистов, окруженных болельщиками. Многие читают книги, вяжут, штопают чулки, чинят белье — словом, устроились прочно, надолго. Места постоянные, «абонированные». По обе стороны туннеля стоят поезда, где на диванах спят маленькие дети".

"Удивительно не то, что в 1960-е годы архитектура московских станций изменила свой облик. Этот процесс представляется закономерным, идущим в общем русле смены стилей отечественной архитектуры. Вызывает сожаление тот факт, что борьба с излишествами в метро очистила станции от каких бы то ни было украшений, лишила функционально необходимых помещений — вестибюлей, аванзалов и удобного для пассажиров оборудования — эскалаторов. Стало иным и отношение к проектированию станций.Теперь проектирование метро опустилось в недра закрытых специализированных ведомственных организаций".

Московское метро — подземный памятник архитектуры - фото 8

Текст: Марина Юшкевич

В съемке участвовали: кофейная чашка с блюдцем ИФЗ, свеча из рождественской коллекции 2016 Jo Malone, коврик для мышки Vitra

Читайте также