Неизвестная сторона Алвара Аалто: новый фильм “Аалто” и интервью с режиссером

Первое имя, которое приходит на ум при упоминании Аалто, это Алвар. Но за фамилией, ставшей уже брендом, скрываются еще две важные личности — Айно и Элисса. Финский режиссер Вирпи Суутари в своем новом фильме “Аалто” ставит именно их на передний план, а на легендарного архитектора предлагает взглянуть совсем иными глазами.
Неизвестная сторона Алвара Аалто новый фильм “Аалто” и интервью с режиссером

С 2 по 20 июня в Москве пройдет фестиваль Beat Film Festival 2021, где состоится гала-премьера документального фильма “Аалто”, созданного финским режиссером Вирпи Суутари. Это не привычный байопик, воспевающий ум и гениальность Алвара Аалто. Наоборот, это картина, которая показывает нам архитектора с неожиданных и, возможно, шокирующих сторон. Здесь перед нами обычный маленький человек — с чувствами, пороками, зависимостями — и две сильные женщины, которые всю его жизнь стояли позади него.

Алвар и Айно Аалто.

В фильме “Аалто”, который демонстрируется при поддержке посольства Финляндии, первая и вторая жены Аалто — Айно и Элисса — получили право голоса. И хотя мы никогда не услышим, как действительно звучали их голоса, мы увидим, что они писали в письмах Алвару, что они думали и как много сделали для архитектуры и дизайна.

Айно с детьми.

Вклад Айно был огромен — как в архитектуру и дизайн, так и в жизнь самого Алвара. Она была “необходимым уравновешивающим элементом в его богемной и хаотичной жизни”, говорится в фильме. Именно Айно каждый день ходила на работу, в то время как Алвар оставался дома. По воспоминаниям детей, у него всегда было много времени, а Айно разрывалась между работой и заботой о них.

Его вторая жена, Элисса, которую Алвар старался слепить по образу и подобию Айно, также играла важную роль в работе офиса. Именно она взяла на себя ответственность завершить многие его работы, когда он стал старше. И ей пришлось сложнее, ведь она пришла в его жизнь, когда он уже был взрослым и всемирно известным архитектором, в то время как Айно начинала с ним наравне — они вместе исследовали мир и формировали новый архитектурный язык.

Мы поговорили с режиссером картины Вирпи Суутари о том, почему она решила показать настоящего Алвара Аалто, а не его образ, насколько сложно было работать с архивными материалами и архитектурным наследием.

Режиссер Вирпи Суутари.

— Вирпи, ваш фильм действительно шокирует. Мне казалось, что я многое знала и об Алваре, и об Айно, но благодаря вам взглянула на них другими глазами. Спасибо!

— Я очень рада слышать, что вы шокированы, потому что в Финляндии многие эмоционально очень связаны с Аалто. У большинства в домах есть предметы по его дизайну — например, табурет Stool 60 или стеклянный стакан от Айно. И они считают, что многое знают о нем. И они действительно знают, но как о профессионале. А моей задачей было показать в фильме еще и его личные качества. И как раз эмоциональная сторона картины — это шокирующий элемент.

Для меня было очень важно соединить эти два мира вместе. И показать образ не героя, а человека.

Алвар в своем саду.

— А как вам удалось узнать Аалто как человека, а не архитектора?

— Ключевым моментом стали его личные письма. Конечно, некоторые уже были в биографии, но большинство из них все же не были опубликованы. Я хорошо помню этот момент, когда семья Аалто дала мне разрешение прочитать их. Они приехали к моему офису, открыли багажник, и я увидела эту коробку с письмами.

Алвар перед павильоном Финляндии в Венеции.

— Почему вам было интересно исследовать жизнь Алвара, Айно и Элиссы? С чего началось увлечение их творчеством?

— Я родилась в Рованиеми, в небольшом городе на севере Финляндии, где Аалто имел большое влияние, особенно после войны, когда город сильно нуждался в архитекторах. (Во время Второй мировой войны здесь было разрушено 90 % зданий, и проектом реконструкции и восстановления города занимался именно Алвар. — Прим. ред.)

В 1965 году бюро Алвара Аалто построило у нас библиотеку. И в 1970-х я постоянно проводила там время после школы. Для меня библиотека стала вторым любимым местом после родного дома. Это было настолько особенное место, что через много лет мне захотелось снять фильм.

В моем доме Алвар воспринимался как герой и был таким и в моем детстве, потому что в городе действительно много построенных им домов. И мои родители тоже были высокого мнения о нем. А в этом фильме я заглянула за его геройский имидж и увидела противоречивую фигуру со своими проблемами. Я бы сказала, что он был художником, был очень эгоцентричным, хотел очаровывать всех вокруг. Он хотел быть актером на сцене, которым все восхищаются, очень нуждался в любви и признании. И имел проблемы с алкоголем к тому же.

Алвар и Элисса Аалто.

— Ваш фильм показывает Алвара с неожиданной стороны. Перед нами не архитектор, а обычный человек — с проблемами, чувствами, грехами. Почему его семья согласилась показать его таким?

Во-первых, они уже знали меня как режиссера, я снимаю фильмы более 25 лет. Они знали, что я много исследовала и что восприняла эту тему очень серьезно. Во-вторых, они понимали, что письма раскрывают не только личности этих людей, они показывают более широкий масштаб, целую эпоху. И в-третьих, мне кажется, что они были рады, что в этом фильме роль Айно будет показана более ярко.

Айно Аалто.

— Важная деталь вашего фильма — письма. Это очень личная и интимная вещь. Что вы чувствовали, когда читали их впервые?

— Конечно, я была очень счастлива услышать голос Айно, а еще их юмор — особенно в письмах Алвара. Даже в них чувствовалась его сильная личность, его шарм. Он хотел казаться забавным, очаровывать. Но меня расстроило ощущение дисбаланса в отношениях. Айно писала о чувствах, а Аалто прикрывался маской юмора. Это был его инструмент, чтобы скрыть настоящие эмоции. В профессиональном плане, конечно, они были абсолютно равны, но в отношениях этот дисбаланс ощущался сильно.

Айно и Алвар Аалто на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

— Мне нравится название фильма. Когда начинаешь смотреть, думаешь, что это об Алваре Аалто, но это не так. За названием “Аалто” скрывается несколько человек — это и Айно, и Элисса. Вы намеренно не стали выносить в название фильма Алвара?

Да, это правда. Сначала я думала назвать фильм Aaltos, но “Аалто” было лучше, потому что действительно включает в себя и Айно, и Элиссу, и Алвара. И кроме того, имя Аалто, как мы сейчас говорим, стало брендом. Это было первое рабочее название, но оно и осталось.

Алвар Аалто с Уильямом Вурстером в Калифорнии.

— Мне кажется, в этом фильме не три, а четыре главных героя: Алвар, Айно, Элисса и здания. В вашем фильме они живые и объемные. Они выглядят иначе, чем мы привыкли видеть на архитектурных фотографиях. Съемки с дрона, музыкальное сопровождения — все это помогло прочувствовать атмосферу. Расскажите, сложно ли было снимать здания Аалто?

Это было очень сложно! Архитектуру вообще очень сложно снимать. Особенно архитектуру Аалто, потому что его здания созданы не только для глаз, они очень чувственные, тактильные. Для него всегда были важны материалы, поэтому их нужно трогать. Я помню, как постоянно касалась ручек и перил в библиотеке в моем родном городе.

Библиотека в Выборге.

Библиотека в Выборге.

В архитектуре Аалто много слоев, и ты никогда не можешь предугадать, какой вид откроется за углом. Это всегда сюрприз. Но для меня это было вызовом, потому что ты никогда не знаешь, каким будет съемочный день: будет ли хороший свет, да и вообще какая будет погода. Но ты не можешь ждать правильного дня, потому что содержать большую съемочную группу дорого. Но, конечно, создать правильную атмосферу и передать настроение помогла музыка.

Baker House в Массачусетсе.

Премьера фильма пройдет в рамках фестиваля Beat Film Festival 2021 в Москве с 2 по 20 июня, а также по всей России — в онлайн-формате на платформе “Кинопоиск HD”.

Дом Maison Louis Carré во Франции.

Дом Maison Louis Carré во Франции.

Фото: архивные фотографии предоставлены семьей Аалто; (c) Euphoria Film.