Рецензия главного редактора: "Отверженные"

Рецензия главного редактора Отверженные

"Отверженные" – один из фильмов, про которые говорят "самые ожидаемые". Кто их только не ожидал – поклонницы Хью Джекмана, поклонницы Рассела Кроу, девушки, желавшие узнать из-за чего Энн Хатауэй постриглась, поклонники сценической версии мюзикла (одного из самых долгоиграющих проектов мирового театра). Последние, впрочем, ждали фильма только для того, чтобы сморщить нос: "Мы так и знали, что в кино ничего не получится".

Я сама сценическую версию "Отверженных" не очень люблю – она, мягко говоря, тяжеловесна. Поэтому мне, может быть, доверять и не стоит. Но я все равно скажу: вынуждена огорчить вас, любезные театралы. В кино таки получилось.

"Отверженные" в театре – это много-много часов действия, бесконечные грандиозные массовки и невозможность рассмотреть лица, без чего тонкие нюансы человеческой драмы, на которых построена эта история, оценить невозможно.

Понятно, что у кино в этом смысле все преимущества: монтаж – дело святое, это вам не поворотный круг крутить, красивые панорамы способствуют успешному пережиданию длинных хоров, и, конечно, крупные планы помогают проникнуться к героям.

Тем более что актерский состав звездный до невозможности, и все работают на высшем уровне. Особенно, конечно, Хью Джекман. Его все в мире (и в киноиндустрии) обожают, но актерских высот от него традиционно не ждут. Здесь же он играет, что называется, на разрыв аорты. Понимает, очевидно, что Вальжан для него – role of a lifetime, такого совпадения его фактуры, вокальных данных и эмоционального строя с характером персонажа в его карьере наверняка больше не будет. Браво, Хью, мы болеем за тебя. Тебе не дадут "Оскар", конечно. Но победа уже в том, что тебя на него номинировали. От тебя и этого никто не ждал.

Интересное обстоятельство. Режиссер Том Хупер, получивший "Оскара" за "Король говорит!", мог выбрать любой кинопроект. Выбор "Отверженных" кажется странным: про короля была камерная эмоциональная драма, тут – исторический мастодонт с революционными выступлениями и разбитыми сердцами.

Но его логика как-то визуально проясняется, когда видишь картинку. "Король говорит" был снят в цвете, но с каким-то сепийным оттенком – словно мы рассматривали ожившие фотографии 1930-х. "Отверженные" проделывают тот же трюк с живописью французского романтизма: на экране не просто цвет, а цвет Давида и Делакруа. То есть совершенно другая история, но она позволила режиссеру применить некий визуальный трюк, который ему, видимо, близок и интересен (уже хочется знать, что он дальше делать будет – стилизовать космос под русский авангард?).

Да и история, если уж посмотреть широко, не настолько иная: и там и там — личность на фоне истории. В "Короле" личность подчинила себе историю, в "Отверженных" история раздавила людей. Но это уж в каждой истории бывает по-разному.

Ну и музыку, конечно, никто не отменял. В истории мирового мюзикла не так много мелодий, которые мгновенно узнаются и неизменно доводят до слез. I Dreamed a Dream – одна из них.

Слушаем и смотрим, как говорится.

Текст: Евгения Микулина