Культура

Япония эпохи Эдо: как формировался традиционный японский интерьер

В ГМИИ им. А. С. Пушкина завершается показ масштабной выставки японского искусства “Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо”, на которой можно увидеть все разнообразие художественных школ XVII – середины XIX веков, детально рассмотреть редкие предметы искусства, которые даже японцы не всегда могут увидеть у себя на родине.

Культура

Произведения живописи, архитектура и традиционный интерьер очень тесно связаны в японской культуре, и порой невозможно отделить одно от другого — все рассматривается в постоянном взаимодействии, как единая система. Значительную часть экспозиции занимают ширмы, неотъемлемый элемент восточной культуры, который вошел и в нашу повседневную жизнь и о значении которого мы расскажем в этом материале.

Традиционная комната

Как формировался традиционный тип внутреннего обустройства помещения, элементы которого до сих пор можно увидеть во многих современных японских домах и квартирах? Японская архитектура — модульная, это важно понимать, говоря о стиле жизни японцев и об их мировоззрении в целом. Наше сознание и место, в котором мы живем, постоянно влияют друг на друга. В традиционном японском доме пространство пола разделялось особой мерой — татами. Татами — это специальный мат из тростника, которым выстилали пол дома. Существовали специальные правила раскладки татами. Считалось, что нарушение последовательности могло принести несчастье. Интересно, что измерение пространства татами используется японцами до сих пор. Комната, выстланная татами, называется васицу — такие традиционные помещения японцы до сих пор специально включают в свои дома при планировке. В этих комнатах существовали раздвижные перегородки фусума, сделанные из бумаги, через них мог проникать рассеянный свет.

cleared(data.content.description)

Сога Сёхаку. Журавль и черепаха. Двухстворчатая ширма, левая сторона. Токийский национальный музей.

Сога Сёхаку. Журавль и черепаха. Двухстворчатая ширма, левая сторона. Токийский национальный музей.

Эпоха Хэйан

Начиная с эпохи Хэйан (конец VIII — конец XII века) формируются основные принципы планировки помещений и иерархия пространства, важная для японской культуры. Этот период связан с современным городом Киото, на севере которого располагался дворец короля, а публичное, общественное пространство было на юге. Также по аналогии покои аристократов находились на севере, а вход в дом, общественные комнаты и помещения для слуг — на юге. В это время развивается стиль синдэн, характерный для аристократических домов. Он заключался в единстве пространства и свободной симметричной планировке. Помещения в основном обозначались только за счет разного уровня пола и ширм.

cleared(data.content.description)

Сога Сёхаку. Журавль и черепаха. Двухстворчатая ширма, правая сторона. Токийский национальный музей.

Сога Сёхаку. Журавль и черепаха. Двухстворчатая ширма, правая сторона. Токийский национальный музей.

Эпоха Муромати

Эпоха Муромати (XIV — конец XVI века) ознаменована важными изменениями в архитектуре и интерьере, по большей части в монастырях, в которых все активнее занимаются монохромной живописью. Согласно мировоззрениям монахов буддистской секты дзэн, в природе заключается абсолютная истина и гармония, и ее отражение в живописи — это возможность художественно и философски ее осмыслить. Появляется новый архитектурный стиль сёин-дзукури, детали которого заимствованы из монастырского интерьера. В связи с тем, что монахи много писали, переводили, занимались каллиграфией и живописью, возникла потребность в удобном рабочем месте. Так появились кабинет, в котором можно было бы заниматься творчеством в уединении, и такие элементы жилой комнаты: низкий стол для чтения и письма цукэ-сёин, встроенная ниша токонома, в которой помещался живописный свиток и настенные полки тигайдана.

Эпоха Эдо

Все больше художественных школ, которые активно работают с ширмами, появляется в эпоху Эдо. В это время почти не существовало живописцев, которые бы не затронули в своем творчестве декоративную живопись. Создание росписи на ширме требовало комплекс художественных навыков — от владения каллиграфией до понимания архитектуры и пространства интерьера в целом.

Ширмы

Ширмы, как и многие культурные явления, пришли в Японию из Китая и уже на японской почве претерпели изменения и превратилась в самобытный объект культуры со своей собственной историей. В эпоху Эдо (XVII–XIX века) ширмы, например, уже едва ли напоминают китайские. Это очень многофункциональный и мобильный элемент интерьера — он обозначает границы и при этом подвижен, всегда есть возможность его переместить. Кроме того, ширмы регулируют и зонируют пространство и защищают от сквозняков. Помимо утилитарной они несут важную эстетическую функцию.

cleared(data.content.description)

Сакаи Хоицу. Летние и осенние травы. Парные двухстворчатые ширмы, левая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

Сакаи Хоицу. Летние и осенние травы. Парные двухстворчатые ширмы, левая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

К VIII–IX веках японские мастера уже активно создают разнообразные ширмы. Они делятся на двухстворчатые и многостворчатые. В японском языке появляется специальное слово для обозначения ширмы — “бёбу”, то есть “стена от ветра”. Считалось, что изначально такие ширмы могли находиться у входа в жилище, чтобы преградить вход злым духам в дом. Ширмы между собой соединялись шелковыми шнурами, а позже для скрепления створок начали использовать японскую бумагу васи, от этого они становились легче и роспись можно было располагать на всей поверхности ширмы, а не только на отдельных створках.

cleared(data.content.description)

Сакаи Хоицу. Летние и осенние травы. Парные двухстворчатые ширмы, правая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

Сакаи Хоицу. Летние и осенние травы. Парные двухстворчатые ширмы, правая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

В эпоху Хэйан ширмы широко используются в домах. Они не только намечают границы пространства, но и регулируют освещение. В японские дома проникало мало света, пространство находилось в полумраке. В жаркое время в домах даже использовались тростниковые занавесы, которые укрывали от палящего солнца. Раскладные ширмы, которые создавались с использованием золотой краски, отражали поступающий извне свет и освещали помещения легким золотым сиянием.

Ширмы в эпоху Эдо

Ширмы становятся все более популярным элементом интерьера, в том числе у простых горожан, в эпоху Эдо. В этот период появляются некоторые правила, в какой комнате ширму с каким сюжетом разместить.

По аналогии с изначальным примером королевской спальни в частных покоях чаще всего размещались ширмы с монохромными, не очень масштабными сюжетами, со спокойными, сдержанными изображениями. Покои были пространством для уединенного созерцания, без лишних деталей и отвлекающей роскоши. Сюжеты таких монохромных ширм были преимущественно связаны с пейзажем с оставленным большим незаполненным пространством или панорамным видом. Например, ширма художника Сакаки Хякусэна “Пейзаж” представляет вид горной гряды с птичьего полета и путников, которые идут по горной дороге на левой створке ширмы. Известно, что эта ширма использовалась в качестве украшения дома богатого горожанина в Киото во время популярного летнего праздника Гион-мацури.

cleared(data.content.description)
Сакаки Хякусэн. Пейзаж. Шестистворчатая ширма. Агентство по делам культуры Японии.

Ширмы, находящиеся в покоях, более удаленных от частного пространства хозяина дома, могли содержать сюжеты, связанные с изображением цветов, животных, птиц, людей и различные бытовые сценки. Они также могли быть созданы с использованием ярких красок. Например, ширма Мори Тэцудзан “Цветы и птицы весны и осени” выполнена в традиционном жанре “цветы и птицы”, пришедшем в Японию также из Китая и очень популярном в искусстве эпохи Эдо. На левой шестистворчатой ширме на золотом фоне изображен осенний клен, на правой — японская айва, одуванчики, осот, голубь, жаворонок и короткохвостая камышевка.

cleared(data.content.description)
Мори Тэцудзан. Цветы и птицы весны и осени. Парные шестистворчатые ширмы. Музей изобразительных искусств города Тиба.
cleared(data.content.description)
Мори Тэцудзан. Цветы и птицы весны и осени. Парные шестистворчатые ширмы. Музей изобразительных искусств города Тиба.

Ширма как предмет интерьера изменял не только пространство помещения, но и некоторым образом влиял на восприятие человека: когда жилец находился рядом с ширмой, у него создавалось впечатление, что он внутри другого, фантазийного пространства, уходящего вглубь. Двусторонние ширмы еще больше подчеркивали связь и единение с пространством комнаты и добавляли смысловое взаимодействие сюжетов обеих сторон. Так, например, на обратной стороне ширмы Огата Корина с традиционным сюжетом “Бог ветра и бог грома” позже появилась картина Сакаи Хоицу “Летние и осенние травы”, которая была написана в дань уважения Огата Корину, по смыслу тонко дополняла мифологический сюжет и вступала с ним в диалог. На обороте створок с образом бога ветра Фудзина было изображение осенних трав, гнущихся под порывами сильного ветра, а на обороте с богом грома Райдзином — летние травы, склоняющиеся под сильным дождем.

cleared(data.content.description)

Огата Корин. Бог ветра и бог грома. Парные двухстворчатые ширмы, левая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

Огата Корин. Бог ветра и бог грома. Парные двухстворчатые ширмы, левая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

Ширмы в системе мировоззрений японцев

Мировоззрение японцев в целом и осознание пространства в частности очень тесно связаны с религиозными концепциями синтоизма и буддизма. Мир осознается единым, цельным пространством, где человек и природа живут в согласии и гармонии. Человек не стремится выделить свою индивидуальность и противостоять ее природе. Наоборот, он такое же творение высших сил, как и стихии, живые существа и даже вещи. Все они имеют духовную сущность (понятие “ками”) и занимают свое важное место в мире. Даже в устройстве внутреннего пространства жилища отражаются идеи общности человека и окружающего мира — свободная планировка и раздвижные стены-окна, которые позволяют свету проникать внутрь, деление пространства ширмами. Таким образом, ширма, по сути, подчеркивала условность деления помещения на зоны — она в любой момент могла быть перенесена или сложена.

cleared(data.content.description)

Огата Корин. Бог ветра и бог грома. Парные двухстворчатые ширмы, правая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

Огата Корин. Бог ветра и бог грома. Парные двухстворчатые ширмы, правая сторона. Токийский национальный музей. Особо ценный объект культуры.

Можно привести в пример монохромную двухстворчатую ширму кисти Кусуми Морикагэ с изображением мужчины, женщины и ребенка, отдыхающих под навесом со свисающими спелыми тыквами-горлянками. Эта ширма как раз наглядный пример того, как интерпретируется слияние человека и природы и их единство в японском искусстве: большая часть левой створки ширмы заполнена пустым пространством, которое окружает героев сценки, их спокойный взгляд устремлен в эту пустоту — как будто на что-то и не на что конкретное одновременно.

cleared(data.content.description)
Кусуми Морикагэ. В часы прохлады. Двухстворчатая ширма. Национальное сокровище. Токийский национальный музей.

Гармония природы осмыслялась также в популярной в Японии теме четырех времен года. В ширмах художник передавал непрерывное циклическое движение времени. Переход взгляда от правой створки к левой символически подчеркивал течение времени, перемены, происходящие в природе и ее единство. Таким образом, статичный предмет интерьера заключал внутри себя динамику.

На эпоху Эдо приходится расцвет городской культуры, искусство становится более доступным горожанам. Появляется все больше изображений, связанных с городским пространством. Например, распространенным становится тип ширм ракутю ракугаидзу бёбу (“виды столицы и окрестностей”), который запечатлевает Киото с высоты птичьего полета. Город виднеется сквозь золотые облака, в просветах видно, как городские жители занимаются своими делами.

cleared(data.content.description)

Кусуми Морикагэ. В часы прохлады. Двухстворчатая ширма. Национальное сокровище. Токийский национальный музей.

Кусуми Морикагэ. В часы прохлады. Двухстворчатая ширма. Национальное сокровище. Токийский национальный музей.

Традиция украшения ширм связана с процессами созерцания и любования, такими важными для японской культуры. Ширма — это удивительно многофункциональный объект: он взаимодействует с человеком как на физическом уровне, выделяя для него пространство, зону обитания, так и на духовном (сюжет может навести на размышления, стать отправной точкой для философской мысли созерцающего и быть эстетической частью целого). В буддизме существует концепция осознания общего через единичное и единичного через общее. Так происходит и с ширмами: это не просто утилитарные предметы, это объекты, созерцание которых могло увести человека в пространство воображения и открыть нечто высшее.

Читайте также