В этом году финская мебельная марка Artek празднует 80-летие. По такому случаю мы решили устроить экскурс в ее историю.
1. Хотя название финской мебельной фабрики напоминает о главном пионерлагере страны советов, ничего общего у них, конечно же, нет. В слове Artek (кстати, ударение ставится на первый слог) зашифрованы два понятия, определяющие ее деятельность — Art и Technology, искусство и технологии. Хотя в том, что касается дизайна, основатель марки Алвар Аалто, безусловно, был самым настоящем пионером.
2. Некоторые модели в коллекции Artek — старше, чем сама марка. Например, кресло Paimio, созданное для одноименного пансионата еще в 1932 году, хотя в нем уже видны все фирменные приметы "артековского" — береза и гнутая фанера в качестве материалов и формы со скругленными углами.
Аалто вообще довольно часто разрабатывал модель под конкретный проект, а уже потом пускал ее в серийное производство. Например, светильник Golden Bell был создан для ресторана Savoy в Хельсинки, а сервировочный столик Tea Trolley 900 – для финского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Кстати, сравните его с креслом Paimio – насколько похожа конструкция у этих двух, таких разных по назначению, предметов.
3. Аалто был увлечен идеей создания универсальных деталей, из которых, как из конструктора, можно будет собирать все новые предметы. Самым ярким примером такого подхода служат придуманные им Г-образные ножки табуретов Stool 60.
Главное преимущество такой конструкции, которая потом была воспроизведена во множестве других моделей Artek, — повышенная прочность. Расшатать и тем более отломать Г-образную опору гораздо сложнее, чем обычную ножку-колышек. Artek использует собственную патентованную технологию сгибания: короткую часть ножки расщепляют, превращая в подобие деревянной кисти и проклеивают надрезы тонкими дощечками. Надрезанное дерево гнется проще.
4. Трехногий табурет Stool 60 и его четырехногая модификация Stool E60 считаются главным бестселлером Artek. Компания утверждает, что продала несколько миллионов таких табуреток. Форма моделей не менялась с 1930-х годов, а вот с отделкой сидений Artek постоянно экспериментирует: они могут быть простыми березовыми, цветными, с вставкой из линолеума и с изображением Муми-троллей. Вам кажется, что Stool E60 похож на табуретку из IКЕА? Юристы финской марки тоже так думают и готовы отстаивать свое право первенства вплоть до суда. Так что усаживаемся поудобней и следим за развитием событий.
5. Алвару Аало принадлежит авторство первого в мире кантилеверного стула — в современном каталоге марки он значится как A42. Стулья, не имеющие задних ножек и опирающиеся на изогнутые передние были очень популярны у дизайнеров-модернистов. Первопроходцем считается Марсель Брейер — его Cantilever Chair с каркасом стальных трубок появился на свет в 1928 году. Аалто смог воспроизвести этот концепт в дереве, четыре года спустя, проектируя мебель для пансионата Паймио.
6. У Artek никогда не было собственного производства. Аалто долго искал фабрику, которая может воплощать его идеи, и в конце концов нашел единомышленника в лице Отто Корхонена (Otto Korhonen), владельца мебельного производства, расположенного неподалеку от Турку. Сотрудничество дизайнера и фабриканта было настолько тесным, что некоторые аукционные дома, продающие антикварную мебель по дизайну Аалто, указывают Корхонена в качестве соавтора. Впрочем, у них было четкое разделение труда: в творческие вопросы Корхонен не вмешивался, его специализацией были исключительно технологии. Ниже сравнительные фотографии производственного процесса на фабрике: как было тогда, и как стало сейчас:
7. В Artek открыл в Хельсинки магазин 2d Cycle — компания целенаправленно выкупает у прежних владельцев б/у мебель и снова выставляет ее на продажу. Это настоящий рай для поклонников винтажа, где помимо собственной продукции Artek продаются старые вещи и других производителей. В том числе уникальные – например, мебель и свет из бывших кинотеатров. Заодно здесь можно убедиться в том, что мебель Artek не устаревает ни морально, ни физически – даже десятилетия у нее актуальный дизайн и, как правило, отличное состояние.
8. Алвар Аалто основал Artek вместе с женой Айно и единомышленниками — арт-критиком Нильсом-Густавом Халом и Майре Гулликсен, меценаткой и поклонницей современного искусства. Как говорил Хал, цель предприятия состояла в том числе в том, чтобы "пропагандировать новый подход к жилищу". А заодно компания продвигала национальный подход к дизайну — вплоть до недавнего времени мебель для Artek создавали почти исключительно финские дизайнеры. Artek не забывает о своих корнях и в наши дни — в 2010 году марка купила права на мебель финского дизайнера-классика Илмари Тапиоваары, придуманную им еще в середине ХХ века.
9. Активно сотрудничать с иностранцами компания Artek стала лишь в XXI веке. С 2004 по 2009 год ее арт-директором был англичанин Том Диксон. В 2007 году выставочный павильон марки спроектировал японский архитектор Сигеру Бан. Он же два года спустя придумал для Artek стулья и стол Unit System из композитного материала на основе переработанного дерева и пластика. А коллекцию 2015-го под названием Kaari года разработали французские братья-дизайнеры Ронан и Эрван Буруллеки. Новые столы, полки и стеллажи построены из модульных элементов — в лучших традициях Алвара Аалто.
10. У Artek всегда были своеобразные отношения с конкурентами – потенциальные соперники превращались в друзей. В своих магазинах финская марка продавала не только собственную продукцию, но и мебель других марок, выпускающих классику дизайна, включая Knoll и Vitra. А в 2013 году Vitra выкупила и сам бренд Artek, и производственные мощности, на которых производится его мебель. Учитывая количество "икон дизайна" в каталоге швейцарской марки и ее многочисленные культурные инициативы, можно не сомневаться, что наследие Аалто — в надежных руках.
Текст: Анастасия Ромашкевич
Фото: Artek; архив пресс-службы