10 фактов о фабрике Artek

В 2015 году финская мебельная марка Artek отпраздновала 80-летие. По такому случаю мы устроили экскурс в ее историю.
Artek мебель от финской фабрики отметившей 80летний юбилей

В этом году финская мебельная марка Artek празднует 80-летие. По такому случаю мы решили устроить экскурс в ее историю.

1. Хотя название финской мебельной фабрики напоминает о главном пионерлагере страны советов, ничего общего у них, конечно же, нет. В слове Artek (кстати, ударение ставится на первый слог) зашифрованы два понятия, определяющие ее деятельность — Art и Technology, искусство и технологии. Хотя в том, что касается дизайна, основатель марки Алвар Аалто, безусловно, был самым настоящем пионером.

Архитектор и дизайнер Алвар Аалто в собственной студии, 1960 г.

Artek; архив пресс-службы

2. Некоторые модели в коллекции Artek — старше, чем сама марка. Например, кресло Paimio, созданное для одноименного пансионата еще в 1932 году, хотя в нем уже видны все фирменные приметы "артековского" — береза и гнутая фанера в качестве материалов и формы со скругленными углами.

Кресло Paimio, дизайнер Алвар Аалто, 1932.

Artek; архив пресс-службы

Аалто вообще довольно часто разрабатывал модель под конкретный проект, а уже потом пускал ее в серийное производство. Например, светильник Golden Bell был создан для ресторана Savoy в Хельсинки, а сервировочный столик Tea Trolley 900 – для финского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Кстати, сравните его с креслом Paimio – насколько похожа конструкция у этих двух, таких разных по назначению, предметов.

Сервировочный столик Tea Trolley 900, дизайнер Алвар Аалто, 1937.

Artek; архив пресс-службы

3. Аалто был увлечен идеей создания универсальных деталей, из которых, как из конструктора, можно будет собирать все новые предметы. Самым ярким примером такого подхода служат придуманные им Г-образные ножки табуретов Stool 60.

Табурет Stool 60, дизайнер Алвар Аалто.

Artek; архив пресс-службы

Главное преимущество такой конструкции, которая потом была воспроизведена во множестве других моделей Artek, — повышенная прочность. Расшатать и тем более отломать Г-образную опору гораздо сложнее, чем обычную ножку-колышек. Artek использует собственную патентованную технологию сгибания: короткую часть ножки расщепляют, превращая в подобие деревянной кисти и проклеивают надрезы тонкими дощечками. Надрезанное дерево гнется проще.

Artek; архив пресс-службы

4. Трехногий табурет Stool 60 и его четырехногая модификация Stool E60 считаются главным бестселлером Artek. Компания утверждает, что продала несколько миллионов таких табуреток. Форма моделей не менялась с 1930-х годов, а вот с отделкой сидений Artek постоянно экспериментирует: они могут быть простыми березовыми, цветными, с вставкой из линолеума и с изображением Муми-троллей. Вам кажется, что Stool E60 похож на табуретку из IКЕА? Юристы финской марки тоже так думают и готовы отстаивать свое право первенства вплоть до суда. Так что усаживаемся поудобней и следим за развитием событий.

Artek; архив пресс-службы

5. Алвару Аало принадлежит авторство первого в мире кантилеверного стула — в современном каталоге марки он значится как A42. Стулья, не имеющие задних ножек и опирающиеся на изогнутые передние были очень популярны у дизайнеров-модернистов. Первопроходцем считается Марсель Брейер — его Cantilever Chair с каркасом стальных трубок появился на свет в 1928 году. Аалто смог воспроизвести этот концепт в дереве, четыре года спустя, проектируя мебель для пансионата Паймио.

Кресло A42, дизайнер Алвар Аалто, 1932.

Artek; архив пресс-службы

6. У Artek никогда не было собственного производства. Аалто долго искал фабрику, которая может воплощать его идеи, и в конце концов нашел единомышленника в лице Отто Корхонена (Otto Korhonen), владельца мебельного производства, расположенного неподалеку от Турку. Сотрудничество дизайнера и фабриканта было настолько тесным, что некоторые аукционные дома, продающие антикварную мебель по дизайну Аалто, указывают Корхонена в качестве соавтора. Впрочем, у них было четкое разделение труда: в творческие вопросы Корхонен не вмешивался, его специализацией были исключительно технологии. Ниже сравнительные фотографии производственного процесса на фабрике: как было тогда, и как стало сейчас:

7. В Artek открыл в Хельсинки магазин 2d Cycle — компания целенаправленно выкупает у прежних владельцев б/у мебель и снова выставляет ее на продажу. Это настоящий рай для поклонников винтажа, где помимо собственной продукции Artek продаются старые вещи и других производителей. В том числе уникальные – например, мебель и свет из бывших кинотеатров. Заодно здесь можно убедиться в том, что мебель Artek не устаревает ни морально, ни физически – даже десятилетия у нее актуальный дизайн и, как правило, отличное состояние.

Магазин 2d Cycle в Хельсинки.

Artek; архив пресс-службы

8. Алвар Аалто основал Artek вместе с женой Айно и единомышленниками — арт-критиком Нильсом-Густавом Халом и Майре Гулликсен, меценаткой и поклонницей современного искусства. Как говорил Хал, цель предприятия состояла в том числе в том, чтобы "пропагандировать новый подход к жилищу". А заодно компания продвигала национальный подход к дизайну — вплоть до недавнего времени мебель для Artek создавали почти исключительно финские дизайнеры. Artek не забывает о своих корнях и в наши дни — в 2010 году марка купила права на мебель финского дизайнера-классика Илмари Тапиоваары, придуманную им еще в середине ХХ века.

9. Активно сотрудничать с иностранцами компания Artek стала лишь в XXI веке. С 2004 по 2009 год ее арт-директором был англичанин Том Диксон. В 2007 году выставочный павильон марки спроектировал японский архитектор Сигеру Бан. Он же два года спустя придумал для Artek стулья и стол Unit System из композитного материала на основе переработанного дерева и пластика. А коллекцию 2015-го под названием Kaari года разработали французские братья-дизайнеры Ронан и Эрван Буруллеки. Новые столы, полки и стеллажи построены из модульных элементов — в лучших традициях Алвара Аалто.

Коллекция мебели Kaari от братьев Буруллеков, 2015.

Artek; архив пресс-службы

10. У Artek всегда были своеобразные отношения с конкурентами – потенциальные соперники превращались в друзей. В своих магазинах финская марка продавала не только собственную продукцию, но и мебель других марок, выпускающих классику дизайна, включая Knoll и Vitra. А в 2013 году Vitra выкупила и сам бренд Artek, и производственные мощности, на которых производится его мебель. Учитывая количество "икон дизайна" в каталоге швейцарской марки и ее многочисленные культурные инициативы, можно не сомневаться, что наследие Аалто — в надежных руках.

Artek; архив пресс-службы

Текст: Анастасия Ромашкевич

Фото: Artek; архив пресс-службы