10-principov-dizajna-sharlotty-perrian
Дизайн

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан

24 октября 2019 года исполняется 116 лет со дня рождения знаменитой модернистки, французского архитектора и дизайнера Шарлотты Перриан.

AD Magazine

За свою долгую и насыщенную жизнь Перриан успела поработать со знаменитыми и успешными современниками — Ле Корбюзье, Фернаном Леже и Жаном Пруве — и доказала скептикам, что роль женщины в архитектуре и дизайне не сводится к “вышиванию подушек”. Рассказываем о десяти принципах, которые стали основополагающими в жизни и карьере Перриан.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 1
Шарлотта Перриан. Париж, 1963.

1. Упорство в достижении целей и вера в справедливое будущее

Одним из важных качеств, обеспечивших успех молодой выпускнице школы декоративных искусств Центрального союза, была ее несгибаемая воля и упрямство. Дочь закройщика и швеи, Шарлотта Перриан всей душой принадлежала XX веку и верила, что в новом мире женщины не обязаны всю жизнь стоять у плиты, а быт людей будет усовершенствован с помощью новых материалов и фабричного производства. Первый проект Шарлотты — бар из стальных трубок и алюминия, который она соорудила в своей парижской квартире-мансарде, был по-настоящему революционным: она одной из первых объединила кухню и гостиную, дав хозяйке возможность принимать гостей и одновременно следить за готовкой. Для французов, привыкших к османовским квартирам с крохотной кухней, спрятанной у черной лестницы, это было смелым и неожиданным решением.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 2
Шарлотта Перриан, 1928.

С той же уверенностью и упорством, с которым она ратовала за модернистское устройство дома, Перриан не принимала отказов. Широко известный эпизод, когда Ле Корбюзье отказался взять ее на работу со словами “Мы здесь не подушки вышиваем”, лишь вдохновил дизайнера показать свой проект бара Bar Sous le Toit на Осеннем салоне 1927 года. Рассмотревший ее разработки Ле Корбюзье с извинениями предложил Перриан место в своей студии, где она проработала 10 лет.

2. Металл — материал XX века

“Металл играет ту же роль в мебели, что и бетон в архитектуре”, — говорила Шарлотта Перриан. До конца 1930-х годов металл и машинная эстетика были главными фаворитами дизайнера. Ей нравилось проектировать мебель из металла, потому что, в отличие от дерева, он более надежен, меньше поддается коррозии и деформации. Используя никелированные гнутые трубки, Перриан создавала легкие и скульптурные стулья, столы и кресла, которые идеально подходили аскетичным интерьерам Ле Корбюзье. В числе ее работ — культовый шезлонг LC4, в котором дизайнер позировала в 1928 году, кресла LC2 и LC3, которые сейчас выпускает бренд Cassina.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 3
Шарлотта Перриан на шезлонге, 1928–1929 (Le Corbusier, Jeanneret C Perriand, 1928). Paris, 2019.
Знак качества: Шезлонг LC4, Cassina
Может быть интересно
Знак качества: Шезлонг LC4, Cassina

3. Деревянные предметы для демократичного дизайна

С возрастом Перриан стала менее категоричной и стала вводить в свой дизайн элементы из дерева. “Я любила точность металла, его блеск и цвет металлической поверхности, покрытой лаком. Но мне нравилась и ласковость дерева”, — говорила она. Помимо эстетической привлекательности, Перриан оценила и экономические преимущества дерева.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 4
Стул по дизайну Шарлотты Перриан, дерево, 1959.

Во второй половине 1930-х годов, когда студия Ле Корбюзье производила эффектные, но дорогие предметы из никелированного металла, Перриан мечтала создавать дизайн, доступный для небогатого человека. Лаконичная деревянная мебель, выяснила она, давала возможность воплотить эстетические принципы модернизма и не разорить покупателя. В 1937 году Перриан прекратила работу у Ле Корбюзье, а в 1940-м — отправилась в Японию, где ее увлечение деревом перешло на новую ступень.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 5
Скамья “Япония” по дизайну Шарлотты Перриан, 1966.

4. Традиционные ремесла — новый источник вдохновения

Исключительное влияние на жизнь и работу Шарлотты Перриан оказал ее восточный период, продлившийся с 1940 по 1946 год. Это время она провела в Японии и Вьетнаме. Дизайнер отправилась в Японию по приглашению Токийского института промышленного искусства, но началась Вторая мировая война, окончания которой Перриан пришлось дожидаться во Вьетнаме. Погружение в мир совершенно незнакомой культуры и изучение местных ремесел благотворно сказались на работе Перриан. Неожиданно для себя дизайнер осознала, что традиции ручного труда вовсе не спорят с модернистской эстетикой и во многом дополняют ее. Результаты ее экспериментов — сделанный из гнутых деревянных планок шезлонг Tokyo и другие низкие кресла из дерева и бамбука, похожие на веера столики Ventaglio, штабелируемые стулья Ombra Tokyo.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 6
Шезлонг Tokyo был придуман Шарлоттой в 1940 году во время пребывания в Японии. С 2011-го его выпускает марка Cassina.

5. Сборная архитектура для широких масс

Шарлотте Перриан часто приходилось напоминать, что она не только предметный дизайнер, но и архитектор. Важный этап ее карьеры — создание сборных домов, которые виделись Перриан удачным компромиссом между качественным дизайном и небольшой стоимостью. Совместно с Жаном Пруве Перриан она разрабатывала префабы для рабочих, с Пьером Жаннере — придумала сборный дом для горнолыжников Refuge Tonneau, похожий на компактную избушку-бочку с окнами-иллюминаторами.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 7

Впечатляет и ее самостоятельная работа — конкурсный проект La Maison au Bord de l'Eau (“Дом у воды”), который Louis Vuitton построил в рамках Design Miami/Basel в 2014 году. Это обращенные друг к другу деревянные корпуса-комнаты, которые установлены на металлическом каркасе и снабжены закрытым тентом патио.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 8

6. Рационализм и многофункциональность предметов быта

Шарлотта Перриан верила, что жизнь человека можно сделать проще, удобнее, рациональнее. Она была неутомимым исследователем бытовых мелочей: наблюдала, под каким углом человек смотрит на стеллаж, или высчитывала, сколько места на полке занимает тот или иной предмет одежды.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 9
Центральная экспозиция на выставке работ Шарлотты Перриан в Париже в 1955 году.

Ей удавалось создать действительно удобные вещи для самых маленьких помещений: так, для студенческого общежития в университетском городке в Париже она спроектировала двусторонний шкаф для одежды и книг, который можно использовать как перегородку, и кровать, превращающуюся в повседневную кушетку. Она придумывала мебельные трансформеры, штабелируемые и складные предметы. Объясняя, чем такая мебель лучше обыкновенной, Перриан говорила: “Лучше провести день в саду, чем за протиркой столов”.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 10
Библиотека, 1959.

7. Внимание к политике и социальным проектам

У Перриан было демократичное отношение к дизайну и архитектуре: она четко осознавала свою роль как изобретателя качественных вещей, доступных для широких масс. В 1930-х годах дизайнер увлекалась составлением коллажей совместно с фотографами и художниками, в числе которых был Фернан Леже. Большинство ее работ были связаны с социальными и политическими вопросами, например “Убожество парижских трущоб” и “Сельскохозяйственная Франция”. После войны Перриан с удовольствием бралась за государственные заказы и работала над проектами школ, библиотек, общежитий и больниц.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 11
Стол из одной из комнат общежития бразильских студентов в Международном студенческом городке в Париже, построенного по проекту Ле Корбюзье, 1959.

8. Модули и секции — решение для малогабаритных квартир

Работая в Японии, Перриан научилась с уважением относиться к каждому квадратному сантиметру пространства и использовать их с умом. Сделать это дизайнеру помогали модульные системы, которые легли в основу ее знаменитых книжных шкафов и некоторых образцов архитектуры. Математическая логика секций и их адаптивность к разным жизненным ситуациям делает такие предметы, как система для хранения Nuage, удобными и для хранения, и для систематизации. Яркие цветовые блоки вносят разнообразие и помогают структурировать библиотеку. Аналогичное устройство имеет и встроенная мебель на кухнях марсельской “Жилой единицы” Ле Корбюзье, который пригласил свою давнюю коллегу оформить интерьеры квартир в этом легендарном проекте.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 12
Стеллаж Mexique по дизайну Шарлотты Перриан, 1952.

9. Альпы и альпинизм

Шарлотта была известна своим крепким здоровьем, любовью к походам и альпинизму. Еще во время работы у Ле Корбюзье она часто ездила в Альпы на несколько дней и спроектировала сборный дом для горнолыжников Refuge Tonneau. Позже она стала автором нескольких построек во Французских Альпах, самая масштабная из которых — горнолыжный курорт Les Arcs, открывшийся в 1968 году.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 13
Горнолыжный курорт Les Arcs по проекту Шарлотты Перриан, 1988.

Это комплекс из нескольких “деревень”, расположенных на разной высоте и застроенных сборными корпусами из типовых квартир. В своей автобиографии Перриан вспоминает, как в год открытия отеля наблюдала выезжающих из него жильцов, которые грузили в свои машины простые и удобные предметы обстановки по ее дизайну. Альпийская рустикальная мебель и в особенности регион Савойи — родины отца Перриан — оказали влияние на ее послевоенный дизайн. Лаконизм и монументальность цельных кусков дерева, обтекаемые формы эффектных спилов заняли в сердце дизайнера место блестящих металлических трубок.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 14
Горнолыжный курорт Les Arcs по проекту Шарлотты Перриан, 1988.

10. Коллаборации и сотрудничество — путь к успеху

Одна из составляющих успеха Перриан — ее умение устанавливать и поддерживать дружеские связи с коллегами по мужскому миру архитектуры и дизайна XX века. Она одна из немногих, кто умудрился не поссориться с капризным и амбициозным Ле Корбюзье. Так, спустя 13 лет после ухода Перриан из его студии, мэтр смиренно предложил ей поработать над интерьерами “Жилой единицы”. Благодаря дружбе с дизайнерами Кунио Маэкава и Юндзо Сакакура она получила приглашение в Японию, а до и после поездки работала совместно с еще одним классиком французского модернизма — Жаном Пруве. Легкий характер и чувство юмора помогали Перриан найти общий язык с коллегами, а четкое ощущение “своего пути” — не потерять оригинальность рядом с талантливыми конкурентами.

10 принципов дизайна Шарлотты Перриан - фото 15
Журнальный столик Rio, разработанный Шарлоттой Перриан, 1962.
Квартира Алессандро Мендини в “Жилой единице” Ле Корбюзье
Может быть интересно
Квартира Алессандро Мендини в “Жилой единице” Ле Корбюзье
Читайте также