5 классических мебельных стилей

AD подготовил историческую справку о пяти стилях, которые определяют облик классической мебели сегодня, и привел примеры их самых удачных современных трактовок.
История мебели и стилей разных стран классика в интерьере

Мы подготовили историческую справку о пяти стилях, которые определяют облик классической мебели сегодня, и привела примеры их самых удачных современных трактовок.

Барокко

Зеркало Fregate, дерево, Jumbo Collection.

Динамичный, патетический и пышный, стиль барокко появился в Италии в конце XVI века и в течение следующих ста лет распространился на север. Как и в случае с другими классическими стилями, основные элементы барокко (от итал. barocco – “вычурная раковина”) восходят к античности: это волюты и разнообразные завитки, витые колонны, а также фигуры ангелов и купидонов.

Людовик XIV. Бюст работы Бернини, 1665.

В Версале, возведение которого было начато Людовиком XIV в 1661 году, главный барочный мотив, волюта, прослеживается всюду: от изголовий кроватей и оконных ставней до дорожек в парке:

Гравюра – эскиз лестницы и декоративных панелей для Хэмптон-Кортского дворца, автор Жан Тижу, 1693:

Отпечаток с изображением барочных орнаментов и масок, автор Жорж Шармтон, 1676:

Андре Шарль Буль был любимым краснодеревщиком Короля-Солнца. Подсвечник его работы, ок. 1680:

“Наши барочные коллекции вдохновлены работами знаменитого архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини – в них и страсть, и театральность, и новаторское начало. Ведь в те времена стиль барокко был настоящим прорывом”, – говорит Ливио Баллабио, архитектор и креативный директор марки Jumbo Collection.

Консоль Matisse, металл, мрамор, Jumbo Collection.

Рококо

Комод, дерево, металл, Fratelli Radice.

Стиль рококо возник во Франции в первой половине XVIII века, в годы правления Людовика XV, и явился своеобразной “мутацией” барокко: завитки и раковины (рокайль) стали мельче, формы – утонченнее. В рококо больше асимметрии и буйства декора: медные накладные украшения буквально стелются по поверхностям комодов, каминов и зеркал. Главные отличительные черты – изогнутая ножка кабриоль, мелкий растительный узор, увлечение “китайщиной” (шинуазри) и фарфором, новые, более миниатюрные виды мебели.

Охотничий домик в Амалиенбурге под Мюнхеном был построен для императора Карла VII архитектором Франсуа Кювилье в 1730-х годах.

Маркиза де Помпадур, самая известная фаворитка Людовика XV, изображена на портрете Франсуа Буше (ок. 1750) на фоне клавесина с резными ножками кабриоль и типичного для эпохи рококо кресла бержер:

Эскиз оформления гостиной в стиле рококо, автор Джон Линнелл, 1750-е:

Отпечаток с декором камина и зеркала, автор Л. Шнетцлер, ок. 1757:

Жак Каффьери, французский скульптор и литейщик, работал в основном с бронзой. Внизу отлитая им подставка для кочерги, 1752:

“Специфика рококо – обилие декоративных деталей. Поэтому и мы, создавая современные предметы обстановки в этом стиле, главным считаем внимание к деталям. А старинные образцы декора и отделок передаются в нашей компании из поколения в поколение”, – говорит Тициано Радиче, глава фабрики Fratelli Radice.

Буфет, дерево, металл, Fratelli Radice.

Кресло, дерево, металл, текстиль, Fratelli Radice

Классицизм

Бюст Марии Антуанетты, неизвестный автор, XVIII век.

Чрезмерная декоративность рококо долго не продержалась, в последней трети XVIII века в моду входит более строгий стиль – классицизм, приверженцы которого почти “дословно” копировали античные образцы. Ножки стульев теперь напоминают классические колонны с каннелюрами, их спинки – очертания греческих ваз, цветовая гамма светлеет, а интерьеры снова становятся симметричными. Другие признаки стиля: венки и гирлянды, медальоны и виньетки, фигурки и рельефы в греческом стиле.

Фрагмент отделки холла, вишня, патинирование, Marco Mobili.

Малый Трианон (1762–1768) был спроектирован для маркизы де Помпадур, недолго находился в распоряжении другой фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри, но свой окончательный облик принял при Марии Антуанетте. Ее спальня обставлена мебелью работы краснодеревщика Жоржа Жакоба:

Спальня в Малом Трианоне.

Роберт Адам, архитектор и дизайнер мебели, был главным проповедником неоклассического стиля в Англии. Потолок дома в Лондоне по его эскизам, ок. 1771:

Джозайя Веджвуд, основатель знаменитой фарфоровой мануфактуры, создавал свои вазы, вдохновляясь этрусскими образцами, найденными на раскопках в Италии. Ваза, 1750:

Жан-Анри Ризенер, придворный краснодеревщик Людовика XVI, начинал карьеру с мебели в стиле рококо, но быстро переметнулся в лагерь классицизма. Бюро его работы, ок. 1785:

“Ни один проект в стиле классицизма не обходится без резных деталей, выполненных в строгой античной манере. Такие элементы, как капители, пилястры и так далее, на Marco Mobili делают вручную. Затем они доводятся до совершенства при помощи финишных покрытий, разрабатываемых индивидуально для каждого клиента”, – говорит Михаил Финкельбаум, генеральный директор компании Marco Mobili.

Кабинет, вишня, патинирование, Marco Mobili.

Шкафы в гостиной, массив дерева, лак, резьба, золочение, Marco Mobili.

Фрагмент шкафа под аудиоаппаратуру, массив дерева, лак, золочение, Marco Mobili.

Ампир

Пик увлечения античностью приходится на начало XIX века, только теперь это не безмятежный стиль à la grecque, а более агрессивный и величественный ампир (от фр. empire – “империя”), вдохновленный правлением Наполеона (1804–1815). Пока он пытается воссоздать римскую империю, его краснодеревщики вводят в оборот такие мотивы, как изображения сфинксов и грифонов, львиные лапы, маски, драпировки и их имитации, мрамор.

Наполеон Бонапарт в должности первого консула, акварель работы Жана Огюста Доминика Энгра.

Архитекторы Пьер Фонтен и Шарль Персье – родоначальники и популяризаторы ампира. Их эскиз кровати с балдахином, 1812:

Коллекционер и дизайнер Томас Хоуп, представитель английского ампира, использовал египетские, античные и индийские мотивы в своих работах. Ваза по его эскизу, ок. 1802:

“Для стиля ампир, основанного на традициях древнегреческого и древнеримского искусства, характерны определенные материалы: это мрамор и бронза, которые мы тщательно отбираем. А антикварные модели мебели, которые мы берем за образцы, происходят не только из Франции и Италии, но и из России”, – говорит Клаудио М. Фимиани, архитектор и дизайнер марки Francesco Molon.

Скамья, дерево, металл, Francesco Molon.

Консоль, дерево, металл, Francesco Molon.

Зеркало, дерево, металл, Francesco Molon.

Эклектика

Середина и вторая половина XIX века в Европе – консервативный период, когда производители мебели всё чаще обращаются к прошлому, заимствуя декоративные элементы разных эпох и смешивая их. Этот стиль известен сразу под двумя названиями: эклектика и историзм. Возвращается мода на рококо, готику и ампир; некоторые интерьеры стилизуют целиком, но появляются и новые мебельные формы: становятся популярными бахрома и стеганая обивка, плюш, обильная резьба, экзотические мотивы.

Людвиг II, король Баварии с 1864 по 1886 год, был известен своим эксцентричным вкусом и страстью к эстетике эпохи Людовика XV. Свои замки в окрестностях Мюнхена – Нойшванштайн, Херренхимзее и Линдерхоф – он оформил в стиле неорококо. Карета Людвига II работы мюнхенского мастера Пауля Гмельха:

Австрийский художник и законодатель мод Ганс Макарт (1840–1884) смешивал в своих интерьерах всё подряд: мебель классических и восточных стилей, плюш, букеты из бумажных цветов, оружие и произведения искусства. Изображение его гостиной работы Антона Ромако, 1887:

“Создавать эклектичную мебель гораздо сложнее, чем вещи в одном из классических королевских стилей. Необходимо так смешать разные декоративные приемы, чтобы предмет выглядел гармонично и не потерял индивидуальность. Наша специализация – стеганые диваны и кресла и резная деревянная мебель”, – говорит Массимо Дзанабони, владелец компании Zanaboni.

Пуф, текстиль, Zanaboni.

Кресло, текстиль, дерево, Zanaboni.

Столик, металл, мрамор, Zanaboni.