В регионе Брианца рядом с Миланом исторически высокая концентрация мебельных мастеров. Они там появились еще в начале XIX века во времена Наполеоновских войн. Фермеры, которым не хватало дохода от сельского хозяйства, переквалифицировались в краснодеревщиков и делали предметы интерьера для французской знати, заимствуя у французских же столяров разнообразные декоративные приемы. Мастера Брианцы считаются лучшими специалистами по классической мебели, именно поэтому в 1967 году Витторио Дзанабони основал свою фабрику в этом регионе, где слесарь, искусный гравировщик и мастер по работе с текстилем могут запросто быть соседями и даже родственниками.
Витторио был изобретателем и отличным краснодеревщиком: он переосмыслял исторические образцы и делал их более комфортными для современной жизни. Так, Дзанабони придумал схему укладки слоями гусиного пуха и перьев, что позволяло набивке не собираться комками, не терять форму и оставаться мягкой. Его же нововведение — использование горизонтальных пружин, которые обеспечивают спинке дивана прочность и комфортную упругость.
Мастера Zanaboni так преуспели в воссоздании исторических стилей, что их произведения можно было спутать с музейными экземплярами. Мебель этой итальянской компании стала прообразом для многих других начинающих брендов, которые собирались производить классику. Изначально марка называлась Zanaboni Salotti Classici — ее узкая специализация была отражена даже в названии.
Большое внимание Дзанабони уделял обивочным тканям и декоративным деталям: кистям, бахроме, отделке капитоне. На самой фабрике складывается впечатление, что это не мебельное производства, а ателье по пошиву одежды — на складах хранится более двухсот пятидесяти вариантов текстиля. Изначально Zanaboni выпускали только мягкую мебель для гостиных, потом к ней добавились гарнитуры для спален, а сейчас в каталогах можно увидеть абсолютно любые предметы интерьера и корпусную мебель, которую мастера щедро украшают затейливой инкрустацией.
С 1980-х годов Zanaboni участвует в выставке Salone del Mobile. Несколько лет подряд они арендуют два стенда, чтобы показать разные направления работы. В начале 2000-х компания взяла курс на “омоложение” и стала добавлять в свои коллекции более лаконичные и современные предметы. Сначала это была эклектика из классических декоративных приемов и современных форм, а в процессе эволюции она превратилась в самостоятельный и прогрессивный бренд Zanaboni Edizioni, к проектированию предметов для которого были привлечены дизайнеры со стороны — дуэт Studio Mamo.
Сейчас компанию возглавляет сын Витторио — Массимо. К 2020 году у Zanaboni больше пятидесяти шоурумов по всему миру и представительства в Италии, России и Китае.
Интересные факты:
1. Даже у классических брендов есть свои иконы дизайна. У Zanaboni это диван Atlantique, удачный микс классических и современных декоративных приемов, придуманный в 2000-х и ставший началом современной коллекции. Эта модель была даже запатентована.
2. Borbonese — итальянский бренд выпускающий кожаные сумки с 1980-х. Однако с недавних пор они запустили свою коллекцию мебели для дома, которую делают на фабрике Zanaboni.
3. Собственным шоурумом в центре Милана Zanaboni обзавелись в 2015 году, а спустя четыре года переделали его интерьер. Теперь помимо мебели там можно увидеть большие фотоизображения галереи Витторио Еммануэле, одного из символов Милана. Часто пространство бутика используют для небольших выставок современных художников.