Чего ждать от Венецианской архитектурной биеннале 2021: главные проекты и выставки

Уже завтра стартует 17-я Венецианская архитектурная биеннале, которая пройдет под темой “Как мы будем жить вместе?”. Рассказываем о ее главных проектах, выставках, инсталляциях и вопросах, на которые постараются ответить участники. Материал будет обновляться, следите за анонсами в наших социальных сетях.
Чего ждать от Венецианской архитектурной биеннале 2021 главные проекты и выставки

17-я Венецианская архитектурная биеннале должна была состояться в 2020 году, но была перенесена из-за коронавируса. Ее куратор, ливанской архитектор Хашим Саркис, еще два года назад определил тему “Как мы будем жить вместе?” и предложил участникам задуматься над тем, как архитектура может решать глобальные проблемы.

Павильон России, 1914 год. Фото из частной коллекции.

Основная выставка биеннале, подготовленная Хашимом, будет состоять из пяти тематических разделов. В Центральном павильоне в Джардини покажут два — “Через границы” и “Как одна планета”, а в Арсенале можно будет увидеть “Среди разнообразных существ”, “Новые сообщества” и “Новые домохозяйства”.

Павильон России. Фото: Marco Cappelletti.

Кроме того, часть выставки пройдет под темой “Как мы будем играть вместе?”. Пять международных архитекторов разработали проект, посвященный детской игре. Он будет представлен в Форте-Маргера и открыт для публики.

Проект павильона Испании.

Центральной темой также станет разнообразие. “Архитектурная сфера до недавнего времени не была открыта для разнообразия, и нам предстоит пройти долгий путь, чтобы достичь этого, — говорит Хашим. — Конечно, биеннале не может решить все проблемы неравенства в мире, но мы стараемся”.

Инсталляция британского павильона.

По данным биеннале, в этом году все же только двадцать пять процентов участников — женщины, а также только одна треть из-за пределов Европы и США: лишь шесть процентов из Африки, двенадцать процентов из Азии, южноамериканских участников — восемь процентов, а из арабского мира — всего четыре.

Павильон России

Более года назад в рамках подготовки к 17-й Венецианской архитектурной биеннале комиссар павильона России в Венеции Тереза Мавика, куратор Ипполито Пестеллини Лапарелли и компания SmartArt предложили молодым бюро и междисциплинарным коллективами придумать проект реконструкции павильона.

Фото: Marco Cappelletti.

Бюро KASA (Kovaleva and Sato Architects) планировало создать временный офис внутри павильона и работать над реконструкцией прямо во время биеннале. Но после начала пандемии проект Open! было решено перенести в онлайн-пространство — он стал мультимедийным издательским проектом. Поэтому гости биеннале увидят уже итоги реставрации.

Фото: Marco Cappelletti.

Зданию вернули оригинальный зеленый фасад, который сливается с окружением, и вновь открыли некоторые окна и двери, долгое время заблокированные. Также архитекторы установили лифт, сделав павильон более инклюзивным, а также впустили в пространство больше естественного света.

Фото: Marco Cappelletti.

Павильон Эстонии

Эстонский центр архитектуры представит выставку Square! Positively Shrinking в павильоне Эстонии. Она расскажет о менее известном аспекте урбанизации — о маленьких городах и поселениях, которые находятся под угрозой вымирания.

Фото: Tõnu Tunnel.

“Одним из способов борьбы с депопуляцией является сосредоточение внимания на повышении качества жизни населения и укреплении местной самобытности. Наше послание заключается в том, что качественное городское пространство играет ключевую роль в этом, и архитекторы могут многое сделать”, — говорит эстонская команда кураторов.

Фото: Tõnu Tunnel.

Кстати, павильон Эстонии является одним из инициаторов создания цифровой платформы, которая позволит исследовать проекты некоторых павильонов в формате онлайн.

Фото: Tõnu Tunnel.

Скандинавский павильон

Скандинавский павильон представит инсталляцию What We Share — это масштабная экспериментальная модель для совместного жилья, которая была разработана Helen & Hard Architects в тесном сотрудничестве с группой жителей.

Фото: Chiara Masiero Sgrinzatto, Nicolò Vascon. National Museum of Norway.

Основываясь на модели совместного проживания, придуманной в скандинавских странах в 1970-х годах, проект сочетает в себе как независимые жилые единицы, так и общественные пространства. И наглядно демонстрирует ответ на вопрос “Как мы будем жить вместе?”.

Фото: Chiara Masiero Sgrinzatto, Nicolò Vascon. National Museum of Norway.

“Существует необходимость в изучении новых моделей коммунальной жизни. В прошлом году вопросы о нашем образе жизни и о том, как они тесно связаны с такими проблемами, как одиночество, стали еще более острыми”, — говорит старший куратор Мартин Браатен из Национального музея Норвегии.

Фото: Chiara Masiero Sgrinzatto, Nicolò Vascon. National Museum of Norway.

Британский павильон

Британский совет представляет выставку The Garden of Privatised Delights, вдохновленную триптихом нидерландского художника Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”. Проект, кураторами которого являются Маниджа Вергезе и Мадлен Кесслер, призывает по-новому взглянуть на приватизированные общественные пространства Великобритании, а также предлагает варианты того, как их можно использовать для общего блага.

Залы британского павильона будет поделены на семь приватизированных общественных пространств. В отличие от традиционных выставок, где архитектура представлена в формате моделей и рисунков, в данном проекте можно будет активно взаимодействовать с зонами и параллельно задумываться над тем, как можно улучшить дизайн общественных пространств в интересах более широкой публики.

Павильон Дании

Датский павильон фокусируется на связи людей друг с другом и с природой и представляет инсталляцию, состоящую из гигантской циклической водной системы. Проект задает вопрос: как мы можем воссоздать новые отношения с миром и со всеми живыми существами? Зависимость между людьми и Землей иллюстрируется тем, что установка павильона напрямую связана с циклической системой планеты. И посетители могут стать частью этой системы, выпив чашку чая, заваренного листьями лимонной вербены, посаженной в павильоне, — то есть дерева, которое также поглощает воду из глобальной природной системы.

Павильон Испании

Ответом на вопрос “Как мы будем жить вместе?” станет проект испанского павильона под названием “Неопределенность”, который прекрасно отражает текущую ситуацию в мире.

Briks Pavilion, Cuac arquitectura, Sugar Platform. Фото: Javier Callejas Sevilla.

Впервые в истории испанский павильон искал куратора с помощью открытого конкурса — из всех заявок экспертное жюри выбрало молодых архитекторов с Канарских островов Софию Пиньеро, Доминго Гонсалеса, Анджея Гвиздалу и Фернандо Эрреру. Команда отобрала для павильона 34 проекта, которые отвечают заданной теме. Поскольку неопределенность стала девизом проекта, многие представленные концепции с первого взгляда не будут соотноситься с архитектурой. Но это подчеркивает, что профессия вышла за рамки своей традиционной функции — строительства. И может смешиваться с другими областями, такими как музыка, поэзия, кино, танцы, видеоигры или туризм.

Desert City. GarcíaGermán Arquitectos. Фото: Imagen Subliminal

Как объясняет кураторская группа, выставка в испанском павильоне не допускает конкретного ответа на вопрос, сформулированного Саркисом, а скорее стремится породить бесконечную цепочку дальнейших вопросов.

Mycoscapes. Chiara Farinea, Mohamad El Atab, Federica Ciccone, Sotiria Sarri. Фото: Instituto de Arquitectura Avanzada de Cataluña y Federica Ciccone.

Голландский павильон

Помимо вопроса “Как мы будем жить вместе?”, кураторы проекта — специалисты центра Het Nieuwe Instituut — также стараются ответить на вопрос “Кто мы?”. “Я думаю, что мы часто сознательно и неосознанно проектируем, имея в виду очень небольшую группу людей, может быть, всего десять процентов от общего числа”, — говорят авторы. На выставке они исследуют то, как архитектура может быть более инклюзивной. “Если говорить о том, как мы будем жить вместе, то мы сначала должны получить истинное представление о том, как живут разные люди, каков их жизненный опыт”. Причем под понятием “мы” авторы также подразумевают растения и животных.

Посетители биеннале смогут увидеть в павильоне Голландии инсталляцию “Пространство другого”, в которой будут проходить цифровые перформансы, а также видеоработы под названием “Многовидовой урбанизм”. Они представляют видение городского дизайна, в котором управление экосистемами и забота о них являются движущей силой.

Проект BIT.BIO.BOT от ecoLogicStudio

Основатели ecoLogicStudio и их партнеры по исследованиям — Лаборатория синтетического ландшафта из Университете Инсбрука и Лаборатория городского морфогенеза Калифорнийского университете Бартлетта — представят на биеннале инсталляцию. Она позволит посетителям стать частью захватывающего эксперимента по выращиванию городского микробиома в домашних условиях.

Фото: Marco Cappelletti.

Установка представляет собой лабораторию, которая может создавать искусственную среду обитанию, управляемую набором систем, и выращивать микроводоросли — например, спирулину, известную как один из самых питательных организмов на Земле.

Фото: Marco Cappelletti.

Фото: Marco Cappelletti.

Лаборатория состоит из нескольких вертикальных садов — с каждого можно собирать несколько раз в неделю до 100 г биомассы, что является ежедневной рекомендуемой нормой белка для семьи из четырех человек. Кроме того, вертикальный сад способен поглощать CO2 со скоростью, равной трем большим зрелым деревьям.

Фото: Marco Cappelletti.

Бамбуковый меджлис от Фонда Caravane Earth Foundation

Фонд Caravane Earth Foundation представит уникальный бамбуковый меджлис в садах Сан-Джорджо Маджоре. “Меджлис” — это слово, возникшее в доисламской Аравии и означающее “совет” или “место сбора”. Традиционно там собирались люди, чтобы обсудить местные события и проблемы, обменяться новостями или просто пообщаться. Проект создан специалистами по бамбуковой архитектуре Симоном Велесом и Стефаной Симич. Они обернули сооружение в текстиль, вручную сотканный в Атласских горах Марокко.

Меджлис воплощает ценности и миссию фонда Caravane Earth Foundation: отстаивать и сохранять народную архитектуру, а также популяризировать этичное производство и использование местных материалов. Пространство станет площадкой для мероприятий: эксперты из многих областей и стран обсудят здесь тему биеннале “Как мы будем жить вместе?”.

Павильон Республики Узбекистан

Впервые в Венецианской биеннале приняла участие Республика Узбекистан. Она представила инсталляцию под названием “Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь”. Проект рассказывает о культурном богатстве махаллей — исторически сложившихся общинных районов, находящихся под угрозой исчезновения.

Кураторами выставки выступили профессора архитектуры Эмануэль Крист и Кристоф Гантенбайн из швейцарской студии Christ & Gantenbein, испанский художник и звукорежиссер Карлос Касас и голландский фотограф и художник Бас Принсен. Они работали в тесном сотрудничестве с местными исследователями и молодыми художниками и архитекторами из лаборатории Центра современного искусства в Ташкенте. “Это проект осуществляется людьми из Узбекистана, а компания Christ & Gantenbein выступает в качестве переводчика, который обеспечивает методологию и систематический подход”, — говорят кураторы.

Авторы проекта взяли интервью у жителей общин и создали "журнал" “Махалла 40”, в котором в 40 словах описывается нематериальное культурное богатство, которое присутствует в сегодняшних махаллях. Кроме того, архитекторы построили полномасштабную модель дома махалли из желтых стальных труб, которую оживили фотографиями Баса Принсена и звуковым фоном, записанным Карлосом Касасом.

Материал будет дополняться.

Фото: архив пресс-службы