chetyre-stilya-xx-veka
Дизайн

Четыре стиля XX века

В ХХ веке было четыре периода, когда дизайнеры всерьез проектировали для будущего. Мы решили вспомнить, как это было.

, обновлено 25 Апреля 2018
AD Magazine

Русские, немецкие и итальянские авангардисты дружно работали под девизом “Мы наш, мы новый мир построим”. Людям будущего – тем, кто был ничем, а станет всем, – нужна была мебель функциональная, без прикрас и удобная в производстве.

Четыре стиля XX века - фото 1
Клуб им. И. В. Русакова, архитектор Константин Мельников, 1927–1929.

Именно авангардисты дешевизны ради начали делать мебель из ДСП и металлических трубок. Созданные штучно как макет или арт-объект, эти “дешевые и демократичные” вещи теперь живут в основном в музеях. Исключение – мебель Ритвельда и Брейера, которая вошла в “мемориальные” коллекции Knoll и Cassina.

Настольная лампа, дизайнер Пьер Шаро, изготовил Луи Дальбе, 1923.
Журнальный столик, дизайн Геррита Ритвельда (1923), Cassina.
Кресло Wassily, дизайн Марселя Брейера (1925–1927), Knoll.
Шахматный столик, дизайнер Александр Родченко, 1925.
+2
+1
Кресло D62, дизайн Эля Лисицкого (1928), Tecta.

Эпоха трансатлантических перелетов, океанских лайнеров-гигантов и небоскребов  – люди бросили все силы и средства на то, чтобы забыть Первую мировую и Великую депрессию. Дизайнеры работали по принципу “быстрее, выше, роскошнее”, используя дорогие материалы и изысканные отделки.

Четыре стиля XX века - фото 2
Станция метро “Маяковская”, архитектор Алексей Душкин, 1938.

Никогда сталь не была такой хромированной, кожа такой тонкой, а дерево таким полированным. Особенно повлияло на дизайн развитие аэродинамики. Стримлайновские локомотивы и “студебекеры” Реймонда Лоуи и кресла Эйлин Грей стремительно увозили преуспевающую часть человечества от угрозы социальных потрясений. Стиль ар-деко рисовал гламурную картину будущего, за что и оказался в нем востребованным.

Кресло 24 Maggio, дизайн Антонио Бердондини (1941), Berdondini by Morelato.
Напольные часы, 1930-е.
Стол, James Clark Ltd. of London, 1930‑е.
Шкаф Bruno Neri, дизайн Антонио Бердондини (1935), Berdondini by Morelato.
+4
+3
Кресло Bibendum, дизайн Эйлин Грей (1929), ClassiCon.

Полет Гагарина сделал космос доступным и назначил облик межпланетного корабля главной тенденцией дизайна. Самолетные кресла, лампы-шлемы, кислотные цвета, фактуры а-ля ракетная обшивка или ткань скафандра – все стало возможным благодаря дешевым синтетическим материалам, которые и разработали как раз для нужд космической промышленности.

Четыре стиля XX века - фото 3
Theme Building, Международный аэропорт Лос-Анджелеса, 1961.

Вернер Пантон делал из полимеров интерьеры с волнистыми стенами, группа Archizoom подгоняла бытовую эргономику под параметры кабины пилота. Будущее было рядом, с ним можно было играть, и оно казалось светлым – особенно под влиянием ЛСД.

Шезлонг Djinn, дизайнер Оливер Мург, 1965.
Мягкая конструкция, дизайнер Вернер Пантон, 1970–1971.
Светильник Boalum, дизайн Ливио Кастильони и Джанфранко Фраттини (1970), Artemide.
Настольная лампа Eclisse, дизайн Вико Маджистретти (1967), Artemide.
+2
+1
Кресло GN01-The Egg, дизайн Петера Гици (1968), Ghyczy.

В дизайне – “миг между прошлым и будущим”. Ретрофутуристы, такие как Карим Рашид, эксплуатируют наследие 1960-х. Новатора формы Заху Хадид вдохновляет компьютерная графика, благо новые технологии вроде лазерной резки позволяют ее воспроизводить. А подлинные творцы будущего – Константин Грчич, братья Буруллеки, Ора Ито – не просто фантазируют на тему киберпространства и балуются с кристаллическими решетками.

Четыре стиля XX века - фото 4
Проект национального стадиона в  Пекине, архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон, открыт в 2008 году.

Они используют новые поколения полимеров и с нетерпением ждут момента, когда развитие нанотехнологий (работы с веществом на уровне молекул и атомов) позволит создавать сверхтонкие и сверхпрочные предметы.

Стол-скамья Drift, дизайн Аманды Ливет (2004), Future Systems for Established & Sons.
Диван And, дизайн Фабио Новембре (2002), Cappellini.
Кресло Corallo, дизайн Фернандо и Умберто Кампана (2004), Edra.
Стулья Chair One, дизайн Константина Грчича (2003), Magis.
+3
+2
Компьютер IMac G3, дизайн Джонатана Айва (2003), Apple.

Подготовил Данила Гуляев

Читайте также