Четыре стиля XX века

В ХХ веке было четыре периода, когда дизайнеры всерьез проектировали для будущего. Мы решили вспомнить, как это было.
20

В ХХ веке было четыре периода, когда дизайнеры всерьез проектировали для будущего. Мы решили вспомнить, как это было.

Авангард

1920-е

Русские, немецкие и итальянские авангардисты дружно работали под девизом “Мы наш, мы новый мир построим”. Людям будущего – тем, кто был ничем, а станет всем, – нужна была мебель функциональная, без прикрас и удобная в производстве.

Клуб им. И. В. Русакова, архитектор Константин Мельников, 1927–1929.

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

Именно авангардисты дешевизны ради начали делать мебель из ДСП и металлических трубок. Созданные штучно как макет или арт-объект, эти “дешевые и демократичные” вещи теперь живут в основном в музеях. Исключение – мебель Ритвельда и Брейера, которая вошла в “мемориальные” коллекции Knoll и Cassina.

Ар-деко

1930-е

Эпоха трансатлантических перелетов, океанских лайнеров-гигантов и небоскребов  – люди бросили все силы и средства на то, чтобы забыть Первую мировую и Великую депрессию. Дизайнеры работали по принципу “быстрее, выше, роскошнее”, используя дорогие материалы и изысканные отделки.

Станция метро “Маяковская”, архитектор Алексей Душкин, 1938.

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

Никогда сталь не была такой хромированной, кожа такой тонкой, а дерево таким полированным. Особенно повлияло на дизайн развитие аэродинамики. Стримлайновские локомотивы и “студебекеры” Реймонда Лоуи и кресла Эйлин Грей стремительно увозили преуспевающую часть человечества от угрозы социальных потрясений. Стиль ар-деко рисовал гламурную картину будущего, за что и оказался в нем востребованным.

Футуризм

1960-е

Полет Гагарина сделал космос доступным и назначил облик межпланетного корабля главной тенденцией дизайна. Самолетные кресла, лампы-шлемы, кислотные цвета, фактуры а-ля ракетная обшивка или ткань скафандра – все стало возможным благодаря дешевым синтетическим материалам, которые и разработали как раз для нужд космической промышленности.

Theme Building, Международный аэропорт Лос-Анджелеса, 1961.

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

Вернер Пантон делал из полимеров интерьеры с волнистыми стенами, группа Archizoom подгоняла бытовую эргономику под параметры кабины пилота. Будущее было рядом, с ним можно было играть, и оно казалось светлым – особенно под влиянием ЛСД.

Виртуальность

2000-е

В дизайне – “миг между прошлым и будущим”. Ретрофутуристы, такие как Карим Рашид, эксплуатируют наследие 1960-х. Новатора формы Заху Хадид вдохновляет компьютерная графика, благо новые технологии вроде лазерной резки позволяют ее воспроизводить. А подлинные творцы будущего – Константин Грчич, братья Буруллеки, Ора Ито – не просто фантазируют на тему киберпространства и балуются с кристаллическими решетками.

Проект национального стадиона в Пекине, архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон, открыт в 2008 году.

АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;

Они используют новые поколения полимеров и с нетерпением ждут момента, когда развитие нанотехнологий (работы с веществом на уровне молекул и атомов) позволит создавать сверхтонкие и сверхпрочные предметы.

Подготовил Данила Гуляев

Фото: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;