Души не чая: 5 необычных предметов для чаепития

Среди того, что мы пьем, “популярнее” чая разве что вода. У каждого, само собой, есть любимая чашка, однако в мире чая существуют и другие интересные объекты, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Журнал AD собрал их в одном материале.
Посуда и техника для приготовления чая Nendo Alessi Bork и другие

Среди того, что мы пьем, “популярнее” чая разве что вода. У каждого, само собой, есть любимая чашка, однако в мире чая существуют и другие интересные объекты, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Журнал AD собрал их в одной статье.

Чайный сервиз, дизайнер Заха Хадид.

На европейском континенте непревзойденными специалистами в области как чая, так и чайной утвари слывут британцы. На эту тему есть старая шутка о том, что на качестве английской посуды сказалась еда, которую в нее кладут (в том смысле, что нужна посуда, которая нивелирует ужасно невкусную стряпню). Впрочем, эта сентенция не относится к чайной посуде, все-таки именно англичане делают лучший в мире костяной фарфор и возвели черный чай в ранг национального достояния. Несмотря на почитание традиции, в плане формообразования именно жители Альбиона впереди планеты всей, взять хотя бы чайные сервизы классиков современного дизайна Росса Лавгроува или Захи Хадид.

Противоположный полюс европейского околочайного дизайна – Италия, возможно, потому, что итальянцам понятней кофе. Тем не менее самый популярный классический чайник с птичкой-свистском производит именно итальянская Alessi (хоть его автор Майкл Грейвс и американец).

Для громкого проекта фирмы Tea and Coffee Towers архитекторы и дизайнеры создавали свои кухонные шедевры. А его куратор, великий Алессандро Мендини, со своим не менее великим коллегой Этторе Соттсассом и вовсе, в свое время экспериментируя с новыми формами и радикальным антидизайном, создали образцы чайников, которые должны были перечеркнуть буржуазную идеологию в домашнем хозяйстве, однако, в отличие от стакана Веры Мухиной (из которого, кстати, свой чай со слоном действительно пил весь Советский Союз), их дизайн был слишком элитарным и дорогим, а чайники стали фактически сразу произведением искусства. Такой чайник и сегодня хорош, чтобы, скажем, заложить начало коллекции икон дизайна XX века.

Чайник, дизайнер Этторе Соттсасс.

Чайник, дизайнер Этторе Соттсасс.

Чайный сервиз, дизайнер Алессандро Мендини для Alessi.

Молочник и сахарница из коллекции Anna, дизайнер Алессандро Мендини для Alessi.

Современные тенденции не могли не затронуть и кухонные технологии, связанные как с приготовлением чая, так и с эстетическими новшествами в стиле хай-тек. Производители бытовой техники, например Bork, регулярно получают призы за инновации и дизайн, но обращаются к тысячелетним методам заваривания чая, которые подходят для неферментированных сортов.

Керамический электрочайник Bork, модель K781.

Например, их новый керамический чайник может предложить пять вариантов температурных режимов, и при этом он не забывает предварительно вскипятить воду. В контексте подобных новинок интересно то, что до XII–XIV веков чай в Китае преимущественно варили, а заварочные чайники из керамики, практически аналогичные современным, повсеместно стали использоваться лишь в XIV веке. И если бы керамический чайник Bork при ударе по нему палочкой “издавал голос скорбящей яшмы”, он бы точно пришелся по вкусу сановникам династии Мин, у которых модно было таким образом проверять качество посуды.

Японцы переплюнули своих учителей из Поднебесной, позаимствовав не только письменность, но и чай – именно его они возвели в культ, придумав и чайную церемонию, и приличествующие ей деревянные аксессуары, и даже чайные домики, считавшиеся отличным подарком у аристократов времен правления сегунов. От китайских заварочных чайников остался, пожалуй, лишь размер – они довольно маленькие. Японцы солидарны с жителями Большой земли и считают, что из больших чашек пить невкусно в принципе. Для производства чайной утвари были перепробованы практически любые материалы – от цветных и благородных металлов до яшмы, янтаря, хрусталя, агата, шпатов, фаянса, стекла, но лучшим оказался все-таки фарфор, так как по цвету он позволяет определить степень заварки. Современная японская посуда, даже дизайнерская, выглядит крайне лаконично, но затейливо. Хороший пример – коллекция чайной посуды Nendo с деревянной крышкой-волчком.

А что же у нас? Говоря о России в контексте чайных традиций, на ум сразу приходит только Тула со своим самоваром. Конечно, пузатыми нагревателями давно никто не пользуется, хотя по-прежнему во всем мире они вызывают изумление, а у нас воспринимаются как лубочные детали интерьера, неизменно навевая воспоминания о картинах Кустодиева и кусковом сахаре. Тем не менее, как бы странно это ни прозвучало, существует настоящий дизайнерский самовар, который получил одну из самых престижных премий в области дизайна – Red Dot. И он русский! Это концепт Ярослава Рассадина и Сергея Можейко.

Самовар, дизайнеры Ярослав Рассадин и Сергей Можейко для Manworksdesign.

Самовар, дизайнеры Ярослав Рассадин и Сергей Можейко для Manworksdesign.

Какой бы метод заваривания чая и посуду вы ни выбрали, редакция AD желает вам приятного чаепития.