Стиль прованс в интерьере

Разбираемся, откуда взялся стиль прованс, и выясняем, что на самом деле характеризует интерьеры юга Франции.
Стиль прованс история фото дизайна интерьера в стиле прованс

В русском языке выражение “стиль прованс” появилось в 2000-е годы вместе с увлечением лавандовыми полями, пляжами Лазурного Берега и репродукциями Ван Гога. Соблазн воспроизвести в промозглой ноябрьской Москве атмосферу юга Франции был так велик, что немногие вдавались в детали происхождения стиля. В нашей исторической рубрике — рассказ о провансе, который не так уж сильно связан с Провансом.

Стиль прованс в интерьере антикварного магазина. Арль, Буш-дю-Рон, Прованс — Альпы — Лазурный Берег, Франция.

Стиль прованс в интерьере кухни.

Русский термин “стиль прованс” появился в результате фонетической путаницы. Французские слова Province (провинция) и Provence (Прованс) звучат одинаково, поэтому стиль, известный как провинциальная французская классика стал четко ассоциироваться с обаятельным средиземноморским регионом. На самом деле география прованса гораздо шире: он появился и развивался одновременно в разных провинциях абсолютистской Франции.

Дом-музей Les Charmettes (Дом-музей Жан-Жака Руссо). Стиль прованс в интерьере спальни.

Конец XVII и XVIII век — эпоха, когда искусство и архитектура стали настоящим рупором богатства французской королевской семьи и приближенных к ней аристократов. В историю прочно вошли барокко, рококо и классицизм троих Людовиков — с их витиеватыми формами, обилием золота, мрамора, маркетри и прочих дорогостоящих украшений. Однако пока короли строили новые, все более роскошные дворцы, а придворные копировали их стиль, во Франции появился новый класс, который тоже мог позволить себе красоту и комфорт. Провинциальные купцы, банкиры, владельцы мануфактур и мелкопоместные дворяне, не принадлежавшие к придворным кругам, обставляли свои дома упрощенной версией классики, оригинальность которой придавали индивидуальные черты местных ремесел.

Дом-музей Les Charmettes (Дом-музей Жан-Жака Руссо).

Основой провинциальной классики стали дворцовые барокко и рококо, адаптированные к повседневной жизни локальными краснодеревщиками, литейщиками, керамистами и ткачами. Образцы грандиозных — и немного пугающих — предметов мебели они переделывали, выбирая более функциональные формы, менее броские цвета, доступные материалы и как никто другой умели любоваться красиво стареющими поверхностями.

Дом-музей Les Charmettes (Дом-музей Жан-Жака Руссо).

Провинциальные интерьеры в гораздо меньшей степени были подвержены модным веяниям, а их владельцы не имели возможности часто менять обстановку, поэтому долговечность была принципиальным качеством. Французские региональные мастера научились создавать вещи, которые были крепкими, удобными в использовании, достойно старели и морально не устаревали. Универсальным предметом стал, например, обеденный стул-лесенка с характерной спинкой, украшенной перекладинами. Чтобы старение предметов было менее заметно, мастера использовали потертости в качестве декоративного приема. Патинированный металл, потертый светлый лак, “небрежно” окрашенные поверхности придавали мебели и комнатам обжитой вид — в противовес церемонным, вычищенным до блеска дворцовым залам.

Интерьер музея Harmas de Fabre.

Эстетика прованса была напрямую связана с особенностями природы той или иной провинции: мастера использовали местный камень и местные сорта дерева, воспроизводили в росписях и резьбе те сюжеты, которые видели каждый день: поющих в саду птиц, колосья пшеницы в поле, лесные заросли. Для провинциального стиля характерна приглушенная палитра, которая становилась светлее по мере продвижения на юг. Теплую цветовую гамму белесых, кремовых, терракотовых и травянистых оттенков дополняла устойчивая мебель из массива дерева (маркетри было слишком дорогим удовольствием), текстиль с плотным растительным орнаментом и артизанальная керамика.

Сад в замке Chateau de Mongenan, Жиронда, Франция.

Именно артизанальная, ремесленная составляющая сделала дома Прованса такими выразительными и запоминающимися. Если потертые стулья, пузатые комоды, расписные буфеты и льняные занавески характерны для провинциального стиля в целом, то провансальские интерьеры уникальны своей керамикой, кованым металлом и плетеной мебелью. В Провансе до сих пор сосредоточены десятки керамических ателье с многовековой историей. В Валлори Гольф-Жуан, Дьелефи, Сен-Квентин и Андюзе производят традиционные предметы из керамики, в Мустьер-Сан-Мари, Марселе и Вараж создают расписной фаянс, в Апте и Обане — изделия из глины.

Замок Chateu de Lourmarin.

Если заглянуть в исторические виллы Прованса XVIII и XIX века, можно заметить немало отличий от среднестатистического провинциального интерьера. Одно из главных — полы, выложенные характерной терракотовой плиткой (квадратной или шестиугольной формы), которые использовались не только на кухне и в холле, но и в спальнях. Это решение было обусловлено практичностью, доступностью материала и более жарким климатом региона. Так, в небольшом замке Chateu de Lourmarin неподалеку от национального парка Люберон мощеные глянцевой плиткой полы использовались в паре с ткаными шерстяными коврами.

Замок Château de Lourmarin.

Замок Château de Lourmarin.

Еще одна типичная провансальская деталь — кувшины, вазы, декоративные настенные тарелки из глазированной керамики с выпуклыми изображениями цветов и плодов. Эти традиционные предметы — настоящая ода плодородию региона, а их сочные оттенки синего, зеленого, желтого и розового передают красоту природы с подчеркнутым натурализмом. Если “стандарт” провинциальной классики предполагает плоские и пастельные изображения овощей и фруктов на фарфоре, то рельефные яблоки, персики и лимоны с глянцевой провансальской керамики кажутся только что сорванными с ветки.

Керамика, Франция, XVIII век. Поднос Majolica, Manufacturer Leroy, Marseille, 1740–1750.

Тарелка, расписанная цветочным рисунком, 1760–1770, керамика, Мануфактура Veuve Perrin, Марсель, Прованс — Альпы — Лазурный Берег. Франция, XVIII век.

Южный характер Прованса отразился в облегченных формах мебели, подходящей как для интерьеров, так и для уличных пространств. Это деревянные предметы с плетеными спинками и сиденьями, современные версии которых производит бренд MIDI. Провансальские краснодеревщики разработали несколько локальных “специалитетов”. Один из них — radassiere, облегченный секционный диван, словно составленный из двух, трех или четырех стульев. У radassiere деревянная спинка с перекладинами (как у стула-лесенки) и плетеное сиденье, которое можно дополнить накладной подушкой с пасторальным принтом. Название предмета происходит от местного термина radassa, обозначающего расслабленное времяпрепровождение и непринужденные разговоры.

Столовая в Château d'Entrecasteaux. Прованс — Альпы — Лазурный Берег, Франция.

Еще одна особенность провансальской версии прованса — яркие цвета: здесь больше насыщенных оттенков, характерных для средиземноморской природы. Зелень кипарисов, ярко-желтый цвет подсолнухов, глубокий лавандовый и переменчивый цвет морской волны, землистый терракотовый и сочный гранатовый превращают сдержанную провинциальную классику в яркий и эклектичный стиль с идеальным и балансом между артистизмом и традицией.

Кувшины в стиле прованс, Jean-Jacques Laurent, мануфактура Vallauris. Франция, XXI век.

Воссозданный традиционный дизайн интерьера в стиле прованс. Котиньяк, Франция.

Фото: Getty Images, AFP/East News