Самые модные орнаменты и узоры придуманы в глубокой древности — рассказываем о происхождении главных трендов.
Полоска
Рисунок в полоску происходит от технологических фактурных полос на древней керамике — они появлялись во время лепки сосуда из глиняной массы на гончарном круге.
Технологию усовершенствовали, выпуклые полосы исчезли, а рисунок остался — на посуде, тканях, украшениях. Сегодняшний принцип — чем ярче полоски, тем лучше.
Розы
Узор из роз пережил свой первый расцвет в Средневековье — с XIII века этот цветок стал одним из самых популярных христианских символов.
Сейчас рисунок из роз вернулся к нам в том виде, в котором в XIX веке его растиражировали романтики.
Сверху: обои из коллекции Meadowbridge, бумага, Ralph Lauren Home Collection. Снизу: ткань из коллекции Muir Gardens Floral, хлопок, лен, Ralph Lauren Home Collection.
Кружева
Кружево начали плести в Западной Европе в XVI–XVII веках — процесс был очень трудоемким, а само кружево страшно дорогим. Таким оно осталось и сегодня.
Зато появились технические возможности для имитации кружева — например, в пластике. В крайнем случае кружевной орнамент можно просто нарисовать.
Слева: светильник Grace, пластик, сталь, дизайнер Луиза Хедерстрем, BSweden. Справа: ваза Damasco Balloon, VGnewtrend by G+R Design.
Огурец
Рисунок “в огурец”, или пейсли, пришел в Европу в XIX веке из Индии. Но после короткого бума кашмирских шалей об “огурцах” на сто лет забыли везде, кроме самой Индии и России.
В конце 1960-х прозорливые основатели итальянской компании Etro сделали “огурец” своим фирменным знаком, и теперь у них десятки подражателей.
Слева: мозаика из коллекции Paisley, Bisazza. Справа: обои Adler Paisley, бумага, Ralph Lauren Home Collection.
Зигзаг
Геометрический орнамент, на котором сделала себе имя компания Missoni, впервые появился на древних керамических сосудах.
Слева: маска, дерево, краска, Буркина-Фасо, Западная Африка, XIX век. Справа: женский головной платок, хлопок, шелковая нить, Индия, ХХ век.
Считается, что зигзаг, как и полоска, имеет технологическое происхождение — на глиняных чашах и кувшинах оставались отпечатки плетеных форм из прутьев, которые потом стали имитировать и раскрашивать.
Слева: табурет Flo, сталь, лоза, дизайнер Патриция Уркиола, Driade Aleph. Справа: пуф Tobago, Missoni Home.
Индийские цветы
Цветочный рисунок на индийских тканях не менялся несколько столетий: у цветов характерный прихотливый контур, сложная форма и яркая окраска.
Слева: ковер для кальяна, хлопок, шелковая нить, блестки, бархат, Индия, 1800–1850. Справа: образец настенной росписи, бумага, гуашь, Индия, XIX век.
Европейцы проникли в Индию в XV веке и с тех пор пытались ткать похожие ткани и ковры. Но теперь решили не изобретать велосипед: последняя тенденция — не подражать, а просто копировать.
Слева: обои African Tree из коллекции The Patina Collection, бумага, Cole & Son. Справа: ткань Paraiso Multicolor, хлопок, Gastón y Daniela.
Стилизованные цветы
Условные поп-артовские цветы придумал не Уорхол, а мастера средневековых витражей — крупные стилизованные цветы можно найти в любом европейском готическом соборе.
Слева: панно Agnus Dei, витраж, 1850–1860. Справа: кашпо, дизайнер Агустус Уэлби Пьюджин, Minton & Co., 1846–1851.
Художники поп-арта оценили выразительность этого рисунка по достоинству — в 1960-х он был безумно популярен, а сейчас триумфально вернулся в дизайн.
Слева: кофейная чашка с блюдцем Warhol Flowers, фарфор, Rosenthal Studio-Line. Справа: Кресло Pop, Kartell/Marimekko.
Животные
Изображения животных на стенах неолитических пещер были связаны с охотничьей магией. От колдовской практики современные дизайнеры отказались, а вот анималистические рисунки используют вовсю: реальные и фантастические звери появились на коврах, тканях и покрывалах.
Слева: Чернофигурная амфора, Этрурия, 540 год до н. э. Справа: ткань, шелк, XVI век, Франция. Музей средневекового искусства, Париж.
Последний тренд — симметричные пары зверей в духе средневековых геральдических рисунков.