За время царствования Короля-Солнца Франция стала не только сильной державой, но и законодательницей мод в архитектуре и интерьере, оттеснив на второй план Италию. Помпезность и величие отличают всё, что было создано в то время: архитектуру, интерьеры и мебель. Возможно, именно за это стиль Людовика XIV любим сильными мира сего?
Замок Во-ле-Виконт (1658–1661) стоил своему хозяину, финансисту Людовика XIV, свободы и состояния: когда ревнивый король увидел роскошное имение, он немедленно отправил Фуке в тюрьму, а замок конфисковал.
Версальский дворец строила та же команда, что и Во-ле-Виконт. Приказ короля “как у Фуке, но круче” был исполнен в точности.
Андре Шарль Буль, придворный мастер Людовика XIV, вошел в историю как самый знаменитый (а теперь и дорогой) краснодеревщик и создатель стиля “маркетри Буля”.
Современная мебель в стиле Людовика XIV:
Последующие Людовики (XV и XVI) также подарили Франции по собственному стилю: игривый и витиеватый рококо в первом случае, более строгий и сдержанный неоклассицизм во втором. Даже хрупкой и капризной королеве Марии Антуанетте с ее любовью к природе и “простой” жизни удалось оставить след в истории декора. Мария Антуанетта плохо кончила, зато оставила о себе добрую память.
Малый Трианон с интерьерами в стиле Марии Антуанетты.
Парижский театр “Одеон” – прекрасный образец неоклассицизма, строившийся по образцу вилл Палладио, был открыт 9 апреля 1782 года в присутствии Марии Антуанетты.
Антуан Ватто, основоположник стиля рококо в живописи, называл свои картины изображениями “галантных празднеств” (здесь – “Удовольствия бала”, 1717).
Франсуа Буше (здесь – “Туалет Венеры”, 1750), мастер пасторальных пейзажей и мифологических сцен, был протеже мадам де Помпадур, возлюбленной Людовика XV.
Марка Taillardat делает мебель в главных французских стилях: от Людовика XV до ампира. На фото – консоль Amélie, дерево, металл.
Современная мебель в стиле Людовиков:
Агрессивный настрой Наполеона I проявился не только в многочисленных военных кампаниях, но и в насаждении имперского духа в архитектуре и интерьерах. Строгий и воинственный, стиль ампир был вдохновлен великими цивилизациями прошлого: Древней Грецией, Римом и Египтом.
Коллекция Joséphine марки Chaumet навеяна ампиром. Тиара: платина, белые и желтый бриллианты.
Триумфальная арка Каррузель (1809) построена в честь побед наполеоновской армии. Главные архитекторы ампира – Персье и Фонтен – украсили ее копией квадриги Константина I в Венеции и барельефами, иллюстрирующими баталии Наполеона.
Компьенский дворец был не единственной резиденцией Наполеона, однако именно здесь лучше всего сохранились императорские интерьеры.
Мадам Рекамье была не только красавицей и светской дамой, но и прародительницей кушетки рекамье.
Кушетка создана Жоржем Жакобом по дизайну художника, Empire, Baker.
Современная мебель в стиле ампир:
Последний монарх Франции Наполеон III не так сильно интересовался декором, как его дядя. Не признававший плюрализма в политике, он вполне допускал его в архитектуре, результатом чего стало появление столь разных зданий, как пышная Опера и ажурно-металлический Северный вокзал.
Гранд-опера: в 1861-м, представляя проект императрице Евгении, на ее вопрос о стиле здания архитектор Шарль Гарнье находчиво ответил: “Это стиль Наполеона III!” Открылся театр в 1875 году, когда Наполеона III уже свергли.
Императрица Евгения, жена Наполеона III, подарила свое имя термальному курорту Эжени-ле-Бэн и вилле в Биаррице.
Барон Осман полностью перекроил средневековый Париж, чем заслужил ненависть современников и благодарность потомков.
Современная мебель в стиле Наполеона III:
Французское ар-нуво было лишь частью движения против воспроизведения старых стилей, которое охватило Европу в конце ХIХ века, но тут случилось его официальное признание – на Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Эйфелева башня, символ Всемирной выставки 1889 года в Париже и самая скандальная постройка в истории, не имеет нежных изгибов, но по духу соответствует “новому искусству”: в основе – та же страсть использовать последние достижения прогресса вроде металлоконструкций.
Ваза Daum, 1897 год
Эктор Гимар надежно застолбил место в истории ар-нуво дизайном входов в парижское метро (1899–1904), ставших “визитными карточками” Парижа.
Ресторан Maxim’s был полностью декорирован участниками школы Нанси (группа художников и ремесленников, работавших в стиле ар-нуво) по случаю Всемирной выставки 1900 года.
Один из лучших образцов ар-нуво, вилла Мажорель в Нанси (по имени владельца, знаменитого краснодеревщика) построена Эктором Гимаром и Анри Соважем.
Современная мебель в стиле ар-нуво:
В 1920-х на смену флористическим мотивам и плавным линиям ар-нуво пришло строгое и геометричное ар-деко, более соответствующее эпохе скоростных поездов, трансатлантических лайнеров и самолетов. И, как обычно, французы были впереди планеты всей.
Лайнер “Нормандия” (1931) стал триумфом ар-деко: над кораблем работали лучшие мастера стиля (Лалик, Дюнан, Дюпа и прочие).
Рене Лалику повезло: его стеклянные шедевры эпохи ар-деко до сих пор производятся. На фото: ваза Tourbillons, Lalique, 1926.
Серьги из архива Van Cleef & Arpels, изумруды и бриллианты, 1923.
Афиша Пьера Феликса Фикс-Массо (1929) – один из лотов аукциона Christie’s “Золотой век железных дорог”.
Шкафчик, по дизайну Жан-Мишеля Франка, (1930‑е), Hermès.
Ширму Brick Эйлин Грей представила в своей галерее в 1922 году, но только сейчас фабрика ClassiCon запустила ее в производство.
Современная мебель в стиле ар-деко:
Логичное продолжение ар-деко, этот стиль частично пересекается с ним во времени, но отличается еще большей функциональностью, отсутствием богатого декора и использованием современных материалов вместо бронзы и дорогих пород дерева.
Ле Корбюзье – основоположник модернизма и вообще один из главных архитекторов ХХ века.
“Жилая единица” в Берлине (1958)
Кресло LC2 (1928), выпускаемое сейчас фабрикой Cassina в разных цветах, но в оригинале черное.
Творчество Пабло Пикассо (здесь – “Женщина в кресле”, 1937) и Жоржа Брака немало повлияло на развитие модернизма в других сферах.
Жан Пруве прославился в равной степени и как архитектор, и как дизайнер. На фото: школьная парта, 1950.
Улица Робера Малле-Стивенса (1927) в Париже была полностью спроектирована вторым (по известности, но не таланту) после Ле Корбюзье французским модернистом.
Современная мебель в стиле модерн:
Заново открыв этот французский регион после перестройки, наши туристы немедленно захотели перенести его на российскую почву. Как показала практика, простые обаятельные интерьеры в чистых тонах, с мебелью в стиле деревенской классики на подмосковных дачах смотрятся не хуже, чем на юге Франции.
Пейзажи Прованса подарили свои цвета – голубой, бирюзовый, лавандовый, охряный, оливковый – местным интерьерам.
Винсент Ван Гог не был счастлив в Провансе, однако по его картинам это не заметно.
Вещи современного дизайна вполне допустимы в провансальском интерьере, единственное условие – натуральные цвета и материалы.
Книги Питера Мейла следует прочесть всем, кто хочет воплотить прованский стиль на его исторической родине.
Кухня должна быть большой и удобной, полной всевозможной медной утвари, глиняных горшков и баночек со специями.
Современная мебель и аксессуары в стиле прованс:
Хоть этот стиль и не закреплен официально в справочниках, но, по нашим ощущениям, именно он больше всего полюбился французам. Cтоит поучиться у них легкости, с которой они смешивают дорогое с дешевым, современный дизайн с антиквариатом, искусство с этническими сувенирами, высокое со смешным. Главное – не бояться переборщить.
Типичный богемный шик: винтажный шезлонг, принадлежавший Колетт, дизайнерский ковер из галереи Nilufar, много искусства и этники – и всё это в буржуазной парижской квартире с лепниной.
Отель Mama Shelter, оформленный Филиппом Старком, – представитель нового поколения модных гостиниц, где богемности больше, чем шика.
Элизабет Гаруст и Маттиа Бонетти создавали безумноватые миксы мебели и скульптуры, отлично вписывающиеся в концепцию богемного шика.
Мебель дуэта скульпторов Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн (здесь: стол-носорог) стала непременным атрибутом богемного шика. Разумеется, для тех, кто может ее себе позволить. Стоит она миллионы.
Блошиный рынок для французов – развлечение, азартная игра и спорт. Самые активные ходят туда каждое воскресенье, за ленивых это делают декораторы.
Магазин Merci, мешающий стили и времена, – новая Мекка любителей богемного шика.
Современная мебель в стиле богемного шика: