Эпоха Возрождения радикально изменила не только архитектуру Западной Европы, но и облик окружающих здания садов. Укромные средневековые сады, обнесенные высокими стенами, превратились в сложносочиненные структуры с расположенными на разных уровнях террасами, лестницами и скульптурными фонтанами. В XVI веке в авангарде садоводческого искусства была Италия, где появились первые регулярные сады — то есть сады с упорядоченной планировкой. Они служили логичным продолжением архитектуры классических вилл, таких как вилла д’Эсте в Тиволи и вилла Ланте в Витербо.
Именно этими эффектными пространствами под открытым небом вдохновлялись французские садовники конца XVI века, в числе которых был Жак Бойсо, суперинтендант королевских садов при Людовике XIII, и Клод Молле, главный садовник Генриха IV, Людовика XIII и молодого Людовика XIV. Они взяли за основу рационалистскую философию ренессансных садов и дополнили ее тягой к роскоши и великолепию, свойственной королевскому двору. Так появился новый садовый стиль — j_ardin_ à la française, в котором фанатичная приверженность порядку сочеталась с визуальной экспрессией. Чтобы разобраться в его логике, эстетике и законах, мы выделили шесть основополагающих характеристик французского регулярного сада.
Масштаб, роскошь, амбиции
Важной региональной особенностью французских регулярных садов стал их невиданный масштаб, соответствующий амбициям как садовников, так и знатных владельцев поместий. Если итальянские садоводы эпохи Возрождения демонстрировали в своих работах “торжество человека над природой”, то их последователи из Франции продвинули эту идею дальше. В своих садах они моделировали “мир в миниатюре”, полный технологических изобретений, чудес и сюрпризов и полностью подчинявшийся воле своего властителя. Каждая деталь в садах эпохи барокко была задумана так, чтобы производить неизгладимое впечатление своей роскошью.