Супруги Саша Браулов и Нася Коптева все делают вместе: пробовали себя в искусстве, занимались пленочной фотографией, а с 2014-го увлеклись предметным дизайном. Их самый знаковый проект — вечный календарь по заказу MoMA в Нью-Йорке. “Это был первый случай, когда они выпустили предмет по эскизам русских дизайнеров. Этот опыт позволил нам вырасти профессионально: мы оказались в системе, где клиент, производство и авторы находятся в разных точках мира, а тиражи измеряются тысячами”, — делятся Саша и Нася.
С 2011 по 2017 год был участником и сооснователем дизайн-лаборатории Estrorama, а затем начал сольную карьеру. Андрей решил придумать что-то русское, но не стереотипное — так появилась коллекция ковров. После московской SaloneSatellite войлочные ковры отправились в Милан, где их можно было увидеть весной 2019 года в павильоне с молодыми талантами на главной дизайнерской выставке Salone del Mobile.Milano, а осенью в универмаге Rinascente.
Его стремительной карьере можно позавидовать. С дебюта на SaloneSatellite в Москве осенью 2018-го прошло чуть меньше года, а его предметы уже попали в экспозиции важных московских галерей, таких как Heritage и Mirra, и считаются коллекционным дизайном. Более того, у Тараса есть контракт с крупным российским производителем Mrs Ruby, и все, что он проектирует, входит в отдельную серию Mrs Ruby Collections. Биоморфные формы и анатомические детали, характерные для предметов Желтышева, — это влияние четырех лет, проведенных им в Медицинском университете Томска, и опыт работы лаборантом на кафедре биофизики.
Наверное, самый скромный из российских предметных дизайнеров, но при этом самый плодовитый — за десять лет он разработал сорок коллекций для разных брендов, в основном европейских. Дима проектирует все: мебель, светильники, керамическую плитку, посуду и даже текстиль. При этом у него нет профильного образования (Логинов учился на парикмахера). “Я всегда хотел заниматься интерьерами, но предметный дизайн так сильно увлек меня, что я посвятил ему всю свою жизнь”, — признается он. Его работы можно увидеть и купить в шоурумах по всему миру. “Разве что их нет в Северной Корее и нескольких странах Центральной Африки”, — шутит Логинов.
Свой самый первый предмет Ольга Энгель сделала, когда училась в пятом классе, и это была не поделка для урока труда, а пуф. После школы она поступила в Московскую текстильную академию, а затем в “Детали”. “Когда я начала заниматься оформлением интерьеров, мне было проще спроектировать всю мебель, чем собирать обстановку из готовых предметов”, — признается она. Продолжив обучение в лондонской KLC, познакомилась с Марком Хамфри, у которого и проходила стажировку по предметному дизайну. Карьерный взлет Ольги начался в 2018-м с брюссельской выставки Collectible, где ее заметила галеристка Армель Сойер, с которой они сотрудничают до сих пор.
Учился на кафедре мебели МГХПА им. С. Г. Строганова и еще со второго курса начал работать вместе с отцом в его фирме. Был маляром, столяром, а затем стал проектировать мебель. Через несколько лет у Дмитрия появились свои проекты, заказчики и почерк. После участия в выставке в Париже попал в поле зрения компании Roche Bobois, с которой заключил контракт на коллекцию журнальных столиков.
Проект двух выпускников Строгановки — Ивана Басова и Семена Лавданского. Иван даже там преподавал, а практического опыта набирался в известных московских бюро, таких как “Арт-бюро 1/1” и Megre Interiors. Семен же “оттачивал мастерство” на столярном производстве своего отца. Название их бренда происходит от слова “басма” — это старинная русская техника тиснения узора на металле.
Это студия, мастерская и бренд мебели. В 2013 году Арсений Бродач основал компанию, которая занималась проектированием общественных пространств, затем открыл мастерскую и постепенно переключился с индивидуальных заказов на выпуск серийной продукции по собственным эскизам. В прошлом году у Delo Design открылся собственный шоурум в Санкт-Петербурге в Басковом переулке, 6. Сейчас в компании трудятся над созданием быстровозводимых домов, которые планируют комплектовать всем необходимым: посудой, текстилем, мебелью и аксессуарами.
Lick my Brick
За ироничным названием скрываются графический дизайнер Аня Општейне и технарь Алексей Фищев. Аня — выпускница СПГХПА им. А. Л. Штиглица, а Алексей получил два высших образования в СПбГПУ. Питерский дуэт производит веселенький терраццо, описывает свою работу с юмором (загляните к ним на сайт!), но за качество отвечает. Весной этого года они делали столешницы для берлинских офисов компании Porsche и издательства Axel Springer. Сейчас работают над запуском собственного онлайн-магазина.
PanelPanel
Это проект дизайнера Александра Малахова из Ростова-на- Дону. Прежде чем заняться выпуском арт-панелей, он с 2001 по 2016 год был соучредителем и арт-директором “Мануфактуры крафтовых дверей”. А в 2018-м создал бренд PanelPanel и стал выпускать панели МДФ с рельефными геометричными узорами по мотивам работ художников-абстракционистов. Спустя два года это вылилось в целую серию для выставки “Динамические скульптуры”. Из-за пандемии выставка в Москве так и не прошла, но все экспонаты можно увидеть в виртуальном пространстве на сайте PanelPanel.
Питерская компания с безотходным производством. “Мы запустились в 2014-м и через некоторое время поняли, что естественным путем пришли к концепции zero-waste. Сначала это была серия посуды Re из винных бутылок, которые нам поставляли рестораны, а позже мы придумали коллекцию сервировочных досок Freeze Slab с текстурой льда. Она получается за счет наплавления осколков стекла, которое остается от производства”. Весной этого года у Solid Water запустился свой интернет-магазин.
У Максима Щербакова, основателя студии Supaform, богатый бэкграунд: скейтер, увлекавшийся стрит-артом, учился сначала в художественном училище на кафедре живописи, а затем поступил в СПГХПА им. А. Л. Штиглица. При этом предметным дизайнером себя не считает. “Я скорее художник с архитектурным образованием, больше мыслю образами, чем сухими просчетами и эргономикой”, — говорит он. Во время пандемии Щербаков размышлял о роли дизайна и искусства, когда на первый план выходит забота о здоровье и безопасности, и создал коллекцию мебели Fancy-Routine специально для выставки Sight Unseen Offsite.
Александра Фалиштынская возрождает российское льняное производство: она реанимировала две фабрики (одна из них — старинная Мануфактура Балина) и выращивает лен. Пандемия показала, что отказ от импорта был правильным решением. “Также мы стараемся хотя бы на локальном уровне не перепроизводить. Не множим коллекцию тканей за счет расширения палитры, а предлагаем индивидуально покрасить ее в любой цвет при заказе от пятидесяти погонных метров или добавить грязе- и водоотталкивающие пропитки”, — говорит Александра. В этом году у the.DOT.home появилось собственное пространство в Большом Афанасьевском переулке с офисом, складом и мастерской.
Российская компания, выпускающая мебель со скандинавской эстетикой и философией. Ее главный дизайнер Сергей Гравчиков прошел долгий путь: промышленному дизайну он учился в УралГАХА, Строгановке и магистратуре Istituto Europeo di Design в Милане, где также год проработал в компании своего куратора Джеймса Лютера Idiom+. С Unika Møblär Сергей связан уже три года.
Екатеринбуржец Дмитрий Литц работал в строительной сфере, пока в 2011 году не решил найти себе другое занятие. Он много путешествовал, посещал выставки и неожиданно понял, что влюблен в предметный дизайн. Дмитрий даже готовился поступить в университет Алваро Аалто в Хельсинки, но так увлекся процессом созидания, что начал учиться на практике и в 2013 году основал свой собственный бренд Wishnya. Первое время Литц и его небольшая команда делали вручную светильники из картона. Чтобы наладить их производство, им пришлось начать разбираться в видах картона и подобрать все комплектующие: патроны, зажимы, потолочные чаши. Спустя три года появилась супрематическая коллекция светильников из металла, которая теперь часто встречается в проектах российских интерьерных дизайнеров.
Фото: архив пресс-службы