Итоги 2020 года: лучшие предметные дизайнеры России

Продолжаем подводить итоги 2020 года: рассказываем о 15 лучших предметных дизайнерах России.
Итоги 2020 года лучшие предметные дизайнеры России

52 Factory

Супруги Саша Браулов и Нася Коптева все делают вместе: пробовали себя в искусстве, занимались пленочной фотографией, а с 2014-го увлеклись предметным дизайном. Их самый знаковый проект — вечный календарь по заказу MoMA в Нью-Йорке. “Это был первый случай, когда они выпустили предмет по эскизам русских дизайнеров. Этот опыт позволил нам вырасти профессионально: мы оказались в системе, где клиент, производство и авторы находятся в разных точках мира, а тиражи измеряются тысячами”, — делятся Саша и Нася.

Вазы-трансформеры “Собор” из акрилового стекла, 52 Factory.

Вечный календарь по дизайну 52 Factory для MoMA в Нью-Йорке до сих пор продается во всех фирменных магазинах музея.

Андрей Будько

С 2011 по 2017 год был участником и сооснователем дизайн-лаборатории Estrorama, а затем начал сольную карьеру. Андрей решил придумать что-то русское, но не стереотипное — так появилась коллекция ковров. После московской SaloneSatellite войлочные ковры отправились в Милан, где их можно было увидеть весной 2019 года в павильоне с молодыми талантами на главной дизайнерской выставке Salone del Mobile.Milano, а осенью в универмаге Rinascente.

Ковры Carpet Like a Russian, одни из призеров SaloneSatellite в Москве в 2018 году.

Ковры из войлока украшены цифровой вышивкой плотностью 1–2 млн стежков на метр.

Тарас Желтышев

Его стремительной карьере можно позавидовать. С дебюта на SaloneSatellite в Москве осенью 2018-го прошло чуть меньше года, а его предметы уже попали в экспозиции важных московских галерей, таких как Heritage и Mirra, и считаются коллекционным дизайном. Более того, у Тараса есть контракт с крупным российским производителем Mrs Ruby, и все, что он проектирует, входит в отдельную серию Mrs Ruby Collections. Биоморфные формы и анатомические детали, характерные для предметов Желтышева, — это влияние четырех лет, проведенных им в Медицинском университете Томска, и опыт работы лаборантом на кафедре биофизики.

Скамья Zu выпущена тиражом 12 экземпляров. По дизайну Тараса Желтышева для галереи Heritage.

Стол Altar, лимитированное издание. По дизайну Тараса Желтышева для галереи Heritage.

Дима Логинов

Наверное, самый скромный из российских предметных дизайнеров, но при этом самый плодовитый — за десять лет он разработал сорок коллекций для разных брендов, в основном европейских. Дима проектирует все: мебель, светильники, керамическую плитку, посуду и даже текстиль. При этом у него нет профильного образования (Логинов учился на парикмахера). “Я всегда хотел заниматься интерьерами, но предметный дизайн так сильно увлек меня, что я посвятил ему всю свою жизнь”, — признается он. Его работы можно увидеть и купить в шоурумах по всему миру. “Разве что их нет в Северной Корее и нескольких странах Центральной Африки”, — шутит Логинов.

Металлическая ваза Present Perfect — дебют Логинова в коллекционном дизайне. Ваза выпущена тиражом 24 экземпляра и представлена в галерее Heritage.

Светильники Siren, Preciosa Lighting.

Ольга Энгель

Свой самый первый предмет Ольга Энгель сделала, когда училась в пятом классе, и это была не поделка для урока труда, а пуф. После школы она поступила в Московскую текстильную академию, а затем в “Детали”. “Когда я начала заниматься оформлением интерьеров, мне было проще спроектировать всю мебель, чем собирать обстановку из готовых предметов”, — признается она. Продолжив обучение в лондонской KLC, познакомилась с Марком Хамфри, у которого и проходила стажировку по предметному дизайну. Карьерный взлет Ольги начался в 2018-м с брюссельской выставки Collectible, где ее заметила галеристка Армель Сойер, с которой они сотрудничают до сих пор.

Все эти предметы по дизайну Ольги Энгель представлены в Galerie Armel Soyer в Межеве: торшер Yeti, зеркало и подвесной светильник Zephir, кресла из серии Who Are You.

Дмитрий Самыгин

Учился на кафедре мебели МГХПА им. С. Г. Строганова и еще со второго курса начал работать вместе с отцом в его фирме. Был маляром, столяром, а затем стал проектировать мебель. Через несколько лет у Дмитрия появились свои проекты, заказчики и почерк. После участия в выставке в Париже попал в поле зрения компании Roche Bobois, с которой заключил контракт на коллекцию журнальных столиков.

Проект стула One Armchair по дизайну Дмитрия Самыгина.

Прикроватная тумбочка. Открытая нижняя часть предназначена для хранения книг. Эту тумбу Дмитрий Самыгин изготовил в 2017 году специально для детской комнаты в одном из своих проектов.

Basmaconcept

Проект двух выпускников Строгановки — Ивана Басова и Семена Лавданского. Иван даже там преподавал, а практического опыта набирался в известных московских бюро, таких как “Арт-бюро 1/1” и Megre Interiors. Семен же “оттачивал мастерство” на столярном производстве своего отца. Название их бренда происходит от слова “басма” — это старинная русская техника тиснения узора на металле.

Фасады шкафа Branch сделаны из латуни и покрыты черной эмалью.

Стол Forest выставлялся на SaloneSatellite в 2018-м в Москве, а затем в Милане.

Delo Design

Это студия, мастерская и бренд мебели. В 2013 году Арсений Бродач основал компанию, которая занималась проектированием общественных пространств, затем открыл мастерскую и постепенно переключился с индивидуальных заказов на выпуск серийной продукции по собственным эскизам. В прошлом году у Delo Design открылся собственный шоурум в Санкт-Петербурге в Басковом переулке, 6. Сейчас в компании трудятся над созданием быстровозводимых домов, которые планируют комплектовать всем необходимым: посудой, текстилем, мебелью и аксессуарами.

Кресло “Каеф”, журнальный столик “Мегастолик” и модульный диван “Чилл”, все Delo Design.

Уличный стул “Кул”, Delo Design.

Lick my Brick

За ироничным названием скрываются графический дизайнер Аня Општейне и технарь Алексей Фищев. Аня — выпускница СПГХПА им. А. Л. Штиглица, а Алексей получил два высших образования в СПбГПУ. Питерский дуэт производит веселенький терраццо, описывает свою работу с юмором (загляните к ним на сайт!), но за качество отвечает. Весной этого года они делали столешницы для берлинских офисов компании Porsche и издательства Axel Springer. Сейчас работают над запуском собственного онлайн-магазина.

Универсальные столики-табуреты Lick my Brick из цветного терраццо.

PanelPanel

Это проект дизайнера Александра Малахова из Ростова-на- Дону. Прежде чем заняться выпуском арт-панелей, он с 2001 по 2016 год был соучредителем и арт-директором “Мануфактуры крафтовых дверей”. А в 2018-м создал бренд PanelPanel и стал выпускать панели МДФ с рельефными геометричными узорами по мотивам работ художников-абстракционистов. Спустя два года это вылилось в целую серию для выставки “Динамические скульптуры”. Из-за пандемии выставка в Москве так и не прошла, но все экспонаты можно увидеть в виртуальном пространстве на сайте PanelPanel.

Работа “Структура XV”, созданная Александром Малаховым для выставки “Динамические скульптуры”.

Арт-панель из березовой фанеры “Структура VII”, дизайнер Александр Малахов, PanelPanel.

Скульптура “Структура IV” существует в единственном экземпляре.

Solid Water

Питерская компания с безотходным производством. “Мы запустились в 2014-м и через некоторое время поняли, что естественным путем пришли к концепции zero-waste. Сначала это была серия посуды Re из винных бутылок, которые нам поставляли рестораны, а позже мы придумали коллекцию сервировочных досок Freeze Slab с текстурой льда. Она получается за счет наплавления осколков стекла, которое остается от производства”. Весной этого года у Solid Water запустился свой интернет-магазин.

Коллекция стеклянной посуды Stone, Solid Water.

Supaform

У Максима Щербакова, основателя студии Supaform, богатый бэкграунд: скейтер, увлекавшийся стрит-артом, учился сначала в художественном училище на кафедре живописи, а затем поступил в СПГХПА им. А. Л. Штиглица. При этом предметным дизайнером себя не считает. “Я скорее художник с архитектурным образованием, больше мыслю образами, чем сухими просчетами и эргономикой”, — говорит он. Во время пандемии Щербаков размышлял о роли дизайна и искусства, когда на первый план выходит забота о здоровье и безопасности, и создал коллекцию мебели Fancy-Routine специально для выставки Sight Unseen Offsite.

Стул Shiny был придуман для выставки Collectible в Брюсселе.

Кресло из коллекции Normative спроектировано для Milan Design Week 2019.

the.DOT.home

Александра Фалиштынская возрождает российское льняное производство: она реанимировала две фабрики (одна из них — старинная Мануфактура Балина) и выращивает лен. Пандемия показала, что отказ от импорта был правильным решением. “Также мы стараемся хотя бы на локальном уровне не перепроизводить. Не множим коллекцию тканей за счет расширения палитры, а предлагаем индивидуально покрасить ее в любой цвет при заказе от пятидесяти погонных метров или добавить грязе- и водоотталкивающие пропитки”, — говорит Александра. В этом году у the.DOT.home появилось собственное пространство в Большом Афанасьевском переулке с офисом, складом и мастерской.

Жаккардовая скатерть, the.DOT.home.

Ширма выпущена тиражом 10 экземпляров и была представлена на выставке Cosmoscow в 2018 году.

Unika Møblär

Российская компания, выпускающая мебель со скандинавской эстетикой и философией. Ее главный дизайнер Сергей Гравчиков прошел долгий путь: промышленному дизайну он учился в УралГАХА, Строгановке и магистратуре Istituto Europeo di Design в Милане, где также год проработал в компании своего куратора Джеймса Лютера Idiom+. С Unika Møblär Сергей связан уже три года.

Прообразом для шкафа Køpmann Claude стала мебель по дизайну француза Клода Вассаля.

Барный стул Kata — самый компактный из серии стульев Unika Møblär.

Wishnya

Екатеринбуржец Дмитрий Литц работал в строительной сфере, пока в 2011 году не решил найти себе другое занятие. Он много путешествовал, посещал выставки и неожиданно понял, что влюблен в предметный дизайн. Дмитрий даже готовился поступить в университет Алваро Аалто в Хельсинки, но так увлекся процессом созидания, что начал учиться на практике и в 2013 году основал свой собственный бренд Wishnya. Первое время Литц и его небольшая команда делали вручную светильники из картона. Чтобы наладить их производство, им пришлось начать разбираться в видах картона и подобрать все комплектующие: патроны, зажимы, потолочные чаши. Спустя три года появилась супрематическая коллекция светильников из металла, которая теперь часто встречается в проектах российских интерьерных дизайнеров.

Светильник Orbis из коллекции Suprematic, Wishnya.

Светильники бренда Wishnya из коллекции Suprematic сделаны из стекла, керамики, меди, латуни и пористого алюминия.

Из сферы, круга, квадрата и треугольника можно собрать 144 разных светильника.

Один из первых светильников Wishnya, сделанных из картона. На этой форме плафона они экспериментировали с узорами. Сейчас он входит в серию Round коллекции Velvet.

Фото: архив пресс-службы