Как российские мебельные производители переживают кризис, вызванный коронавирусом

Рассказываем, как восемь российских мебельных компаний выживают в нынешних условиях. На наши вопросы ответили “Кухни Мария”, Attribut, Finex, Giulia Novars, “Европласт”, Home Emotions, Breath of Time и Orange Park Joinery.
Как российские мебельные производители переживают кризис вызванный коронавирусом

С такой ситуацией, как сейчас, не сталкивался никто в мире. Речь идет не просто об экономическом кризисе, а о полной остановке некоторых производств и изменении привычной жизни вообще. Мы узнали у восьми российских компаний, как они существуют в условиях коронавирусного кризиса.

Шок — это по-нашему

“Каждый предыдущий кризис был для нас толчком к развитию. В 2008-м мы были одной из первых столярных компаний, открывшей свой шоурум. В 2014 году, когда все взяли курс на импортозамещение, задумались о расширении производства. Но сказать, как использовать во благо этот кризис, пока сложно”, — делится Константин Касмынин, генеральный директор Attribut. Шок — первое, что испытали все: и обычные люди, и владельцы бизнесов, которые выстраивались не один год.

Мебель по проекту Attribut. Компания была основана в 2004 году и работает только на заказ.

Компания Home Emotions так и не успела официально открыть запланированный шоурум, но вынуждена платить за него аренду, а питерцы Orange Park Joinery как раз в начале года обзавелись флагманским салоном в Москве, но через три недели, как и все, вынуждены были его закрыть на время карантина. “Наша компания появилась в 1995 году, и за это время мы прошли через многое. Кризис — это возможность проверить боеспособность фирмы, команды, выявить то, что мешает работать. Но сейчас ситуация кардинально отличается от всех предыдущих: мы впервые не имеем возможности работать”, — комментирует ситуацию Алексей Брук коммерческий директор “Европласт”.

Питерская компания Orange Park существует с 1998 года и делает проект под ключ.

Кухонный гарнитур по проекту Home Emotions.

Половине компаний из опрошенных AD не повезло, они не являются системообразующими, поэтому не могут продолжать функционировать в обычном режиме. Но “Мария” в Саратове после недели простоя получила разрешение и вернулась к работе, перестроив все процессы так, чтобы они соответствовали требования Роспотребнадзора. Между сотрудниками соблюдается дистанция в полтора метра, в цехах установлены дозаторы с антисептиком, рабочие раз в час обрабатывают руки, сами цеха регулярно дезинфицируют, как и каждый заказ перед отправкой.

Кухня Alumove Light Wing, “Кухни Мария”.

“Марии” пришлось пересмотреть работу столовой и демонтировать двери в некоторых помещениях, чтобы люди лишний раз не касались ручек. “Но все наши точки продаж закрыты. А это 108 собственных и 177 дилерских студий под брендом “Мария”, а также 220 других торговых площадок по всей России”, — сообщает коммерческий директор “Марии” Лилия Кац. Российская компания Giulia Novars в этом году собиралась отправиться на Salone del Mobile и представить там новую кухню с голосовым управлением, так что ко всем их огорчениям добавилась еще и отмена миланской выставки, к которой они готовились.

Производство Giulia Novars находится в Кировской области и продолжает работать в это неспокойное время.

Переход в онлайн

Как и многие другие компании, мебельщики тоже постарались перейти в онлайн и организовать удаленную работу, но производство невозможно полностью перевести в интернет. Бухгалтеры, проектировщики и конструкторы могут выполнять свою работу из дома, но за функционированием станков должен следить человек, а клиенты по-прежнему предпочитают выбирать материалы не только глазами, но и на ощупь.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Проще всего оказалось перевести в интернет продажи. “Я уверена, что изменения коснутся всех и выиграет тот, кто сумеет предложить клиенту не только первоклассный продукт, но и лучший сервис, в том числе онлайн, — считает Марина Мелехова. — Мы оперативно перестроили алгоритм взаимодействия с партнерами и клиентами, перешли на удаленную работу: осуществляем подбор напольного покрытия и консультируем круглосуточно каждый день, а также с соблюдением техники безопасности доставляем образцы и необходимые документы по Москве и Московской области”.

Встроенная мебель по проекту Breath of Time.

На официальном сайте “Кухни Мария” можно заказать бесплатный дизайн-проект, выбрать модель и цвета, проконсультироваться с дизайнером в режиме реального времени в чате, подписать договор и провести оплату. Также на сайте можно найти конструктор моделей, информацию о том, как самостоятельно выполнить замеры помещения, и посмотреть в прямом эфире, как изготавливается мебель — для этого была организована онлайн-трансляция из цехов. “У нас появилась мобильная служба замеров: специалисты могут выехать к заказчикам с образцами фасадов, каркасов и столешниц, чтобы они могли вживую посмотреть материалы и подобрать нужные оттенки. Все наши работники в перчатках и масках, и мы внимательно следим за их здоровьем и дезинфицируем все оборудование”, — говорит Лилия Кац.

Склад компании Finex в городе Клин Московской области.

Некоторые производители отметили всплеск продаж в начале марта. К примеру, у компании “Мария” суммарно по всем точкам он составил 50 %. Это связывают с ростом курса валюты, падением цен на нефть и ожиданием того, что все товары подорожают. “Паника на рынке началась 9 марта, когда обвалились цены на нефть. В течение двух последующих недель мы приняли такое количество заказов, которого хватит на три месяца загрузки производства”, — говорит Александр Варанкин, директор компании Giulia Novars, которая тоже продолжает работать. Home Emotions тоже отметили, что некоторые клиенты оплатили заказы еще на этапе просчетов. Таким образом они зафиксировали цену, а компании это позволит остаться на плаву и платить зарплату сотрудникам. А вот компания Breath of Time недавно получила неожиданный запрос на производство металлических шкафов и кушеток для медицинских учреждений.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Те производители, которые не могут полноценно работать, выкручиваются за счет складских запасов. Так поступили, к примеру, “Европласт”, запасы которых позволяют отгружать продукцию в любых объемах каждый день, и частично Finex. “Мы успели подготовиться и создали большую складскую программу — это один из наших козырей. Производство продолжает работать, но с учетом всех ограничений из постановлений губернатора Московской области”, — рассказывает Марина Мелихова, совладелица Finex.

Образец паркета, которые выпускается на фабрике Finex.

“К кризису мы готовились, но не ожидали такого масштаба, — добавляет Игорь Лобойко, директор Orange Park Joinery. — Не могу сказать, что поток заявок ощутимо упал. Надеюсь, наши поставщики тоже выдержат. Складская программа у нас есть, она весьма обширная, но не вечная”.

Made in Russia

Будут ли заказчики выбирать российскую мебель вместо иностранной и реально ли полностью перестроиться на работу с отечественными материалами? Представители компаний единогласны в том, что если курс продолжит расти, то внимания к российским производителям будет больше, но, к сожалению, полностью независимыми наши фабрики стать не смогут. Как отмечает Константин Касмынин, качественной технической фурнитуры у нас в стране нет и ее даже не пытаются производить. В основном фурнитуру заказывают в Европе. Ему вторит Александр Варанкин: "Нам пришлось лихорадочно создавать запасы материалов, но, к сожалению, по некоторым позициям нам не удалось сделать этого в нужном объеме. Большая часть комплектующих и материалов, которые используют Giulia Novars, производится в странах ЕС”.

Кухня, Giulia Novars.

Некоторые компании используют освободившееся сейчас время для того, чтобы внедрить в производство новые технологии или продукты. Так, Attribut начали разрабатывать новые коллекции и изделия. Этим же занялись в Home Emotions. “Наши конструкторы сейчас менее загружены, и они просчитывают нестандартные заказы и проекты, за которые раньше мы не брались из-за полной занятости и нехватки времени”, — подтверждают Екатерина Реброва и Елена Поворова, соосновательницы компании. “Мы говорим новым клиентам, что, заключив контракт сейчас, они выигрывают время. К концу изоляции они как раз успеют согласовать все детали, и мы сразу запустим продукт в производство”, — делится Константин Касмынин.

Гардеробная по проекту компании Attribut.

Один за всех, и все за одного

Отрадно было узнать, что все компании постарались сохранить рабочие места и продолжают поддерживать своих сотрудников. “Когда ситуация начала усугубляться, уже невозможно было найти маски, поэтому мы перенастроили свой швейный цех и пошили защитные маски, которыми обеспечили всех работников”, — рассказывают представители Breath of Time. Они же начали готовить для всех своих сотрудников настой из имбиря, лимона и меда для поднятия настроения и укрепления иммунитета.

Журнальный столки, Breath of Time.

Фрагмент интерьера с продукцией "Европласт".

“Наш небольшой коллектив собирался не один год, поэтому для нас важен каждый человек. Мы дорожим нашей командой, поэтому приняли решение никого не увольнять, но сократить зарплату на 30 %. Все отнеслись к этому с пониманием”, — делятся Екатерина и Елена из Home Emotions. “Нашу страну ждет тяжелый переходный период, и мы стараемся помогать друг другу. К примеру, компания ”Европласт” организовала бесплатные вебинары для дизайнеров, которые проводит историк архитектуры и дизайна Виктор Дембовский”, — говорит Алексей Брук.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Рабочие на производстве Home Emotions еще до начала режима изоляции.

“Не мы поддерживаем и вдохновляем наших сотрудников, а они нас, — рассказывает Лилия Кац, коммерческий директор компании “Мария”. — Я вижу, как слаженно и с какой самоотдачей люди работают в такое сложное время, и испытываю гордость за нашу компанию. Мы сохранили рабочие места, но условия труда изменились. Ребята на производстве работают в очень жестком режиме соблюдения новых санитарных правил. Дизайнеры практически круглосуточно общаются с клиентами из дома, подсказывая нам, как сделать систему продаж еще эффективнее. Команда интернет-маркетинга показала просто чудеса самоотверженности: люди не спали две недели, пока запускали онлайн-сервисы. Грянувший кризис изменил наше мировоззрение и максимально ускорил нас. Благодаря пандемии то, к чему мы шли последние десять лет, было достигнуто за несколько недель”.

Instagram content

This content can also be viewed on the site it originates from.

В знак признательности и уважения к труду врачей, который сейчас как никогда ценен, компания “Мария” запустила специальную акцию “Спасибо, доктор!” и предоставляет дополнительные скидки на кухни и шкафы всем медицинским работникам. Акция бессрочная, поэтому все медработники смогут воспользоваться ею и позже, когда пандемия стихнет и мы все вернемся к мирной жизни.

Фото: архив пресс-службы